Ольга Кишаковская. Муниципалитеты второго уровня в Приморском крае – городские округа и муниципальные районы – могут получить на выбор не одну, а три модели избрания главы округа или района. Такой коридор возможностей им дают очередные изменения в федеральный закон о местном самоуправлении, завизированные на днях президентом РФ Владимиром Путиным. Губернатор Приморья считает новые схемы выборов мэров демократическими и логичными – они, уверен Владимир Миклушевский, позволят главе аккумулировать все полномочия и ресурсы. А в краевом парламенте уже в феврале готовы внести необходимые правки в региональное законодательство, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что в результате проведения в стране реформы МСУ отменили прямые выборы мэров и внедрили практически повсеместно в городских округах и муниципальных районах "двуглавые" системы. Согласно закону, принятому депутатами Законодательного собрания Приморья (ЗС ПК) в ноябре 2014 года, в муниципалитетах второго уровня, то есть в городских округах и муниципальных районах, глава образования избирается из числа депутатов местной думы и становится еще и спикером представительного органа, а хозяйством города занимается нанимаемый по контракту сити-менеджер.
Однако федеральные законодатели решили дать муниципалитетам возможность маневра - с тем, чтобы уйти от потенциально конфликтной модели "мэр – сити-менеджер". В январе этого года Госдума во втором чтении приняла поправки, которые эксперты охарактеризовали "зигзагом очередных пертурбаций с МСУ", поскольку изменения появились исподволь, без общественного и экспертного обсуждения. 23 января ГД окончательно приняла законопроект, буквально через пять дней его одобрил Совфед.
А 4 февраля Владимир Путин подписал ФЗ "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно принятым поправкам, устанавливаются новые способы избрания главы муниципального образования.
В первом случае, градоначальник избирается представительным органом муниципального образования, то есть местными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Конкурсную комиссию на паритетных началах формируют губернатор и депутаты местной думы. Предусматривается, что такой глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Второй моделью, согласно внесенными поправками, предусматривается, что
глава муниципального образования, избранный депутатами из состава думы, либо исполняет полномочия его председателя (что уже принято на уровне Приморья), либо возглавляет местную администрацию. Его полномочия депутата при этом прекращаются.
Таким образом, как ранее объяснял агентству руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики, аналитик КГИ, политолог Александр Кынев, вертикаль власти в стране "приобретает логическую внутреннюю полноту". А глава, нанятый по контракту, становится полноценным и единоличным руководителем муниципалитета.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский считает, что вновь принятый закон ставит все точки над i.
При этом, по мнению главы региона, такая система вовсе не означает, что власти уходят от выборов. Особенно, если сравнивать с выборным законодательством других стран, например, Франции, где мэра Парижа избирают всего 74 человека.
- Наша выборная система – одна из самых демократичных в мире. Тот человек, который прошел горнило конкурсной комиссии, должен пройти отбор депутатов. И еще не факт, что его поддержат и одобрят. Поэтому он должен быть действительно профессионалом. А когда депутаты будут голосовать, то зададут ему немало вопросов, в том числе, неприятных, особенно сейчас, когда мы имеем сложную ситуацию в экономике, - заявил губернатор корр. агенства.
Таким образом, в скором времени муниципалитеты Приморья смогут получить несколько вариантов формирования органов власти. Председатель ЗС ПК Виктор Горчаков, выступая на расширенной коллегии прокуратуры Приморья в начале недели, отметил, что "работа по реформе МСУ на одном этапе завершена, но не закончена, поскольку Госдума приняла расширение статьи по организации местного самоуправления". Спикер объяснил, что речь идет о "разрешении проблемы двух центров власти" на уровне муниципальных районов.
- В конце февраля мы постараемся принять решение в наш краевой закон, - уточнил он.
В случае если Заксобрание примет изменения в краевое законодательство, муниципалитеты при правке уставов будут учитывать уже не одну, а три модели избрания мэров – на свой вкус.
- Все вариативно, но только - формально. Вроде как "на выбор муниципалитетам", но нисколько не сомневаюсь, что начнется массовое изменение уставов, и сити-менеджеры станут полноценными и единоличными руководителями муниципалитетов, - считает политолог Александр Кынев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Муниципальные депутаты в Приморье смогут примерить "боярские шубы"
Политика Приморья в 2014 году: Получили избранного губернатора, но потеряли МСУ
Отмена выборов мэров в Приморье показала, кто в реформе МСУ хозяин
губернатор Приморского края
Автор фото: РИА PrimaMedia
Когда "глава муниципального района – председатель думы" кроме представительских функций по большому счету другими полномочиями не обладает, а сити-менеджер является главой, то это странно. Люди этого не понимают. У них (двух глав – прим. ред.) возникают между собой споры – а кто же главнее, кто пойдет, например, учителей или врачей поздравлять. Это же смешно. Во-первых, таких споров вообще не должно возникать, потому что если двое придут поздравлять, то это хорошо.
Ну а для того, чтобы логика восторжествовала, то я, конечно, за то, чтобы глава администрации обладал всеми полномочиями главы как такового. Но избирался депутатами после отбора комиссией. Глава должен быть один и реальный, обладающий всеми полномочиями и ресурсами.