Культурный передел в театрах сотрясает Приморье. От театров требуют зарабатывания денег и самоокупаемости, а тем, кто не в состоянии это сделать ставят "неуд" за руководство. Помимо этого нельзя не отметить, что художественные руководители театров во Владивостоке сидят на одном месте не один десяток лет. Как считают представители культурной общественности, бессменное руководство, даже несмотря на хороший результат, не является признаком прогресса и процветания в театре, сообщает РИА PrimaMedia.
Так в ходе недавнего заседания экспертного совета, Ефим Звеняцкий и Виктор Бусаренко остались руководителями своих учреждений культуры. У них попросту не было и соперников при выдвижении, а вот у Приморского театра Молодежи возникли сразу проблемы. Из трех кандидатов эксперты не смогли определиться, а посему предложили изменить театру устав и назначить главным лицом с правом подписи директора организации "Рустика" Светлану Чепиногу, а ответственным за художественные моменты нынешнего худрука Виктора Галкина, работой которого департамент культуры оказался, мягко говоря, недоволен.
- Безальтернативное выдвижение - это плохо. Желательно чтобы какой-то режиссер из Хабаровска или другого города рекомендовал свою кандидатуру. Думаю, что и Бусаренко, и Звеняцкий это понимают, где-то должны быть конкуренция и прогресс. А с театром молодежи все сложно, - считает театральный критик Галина Островская.
Театр Горького, которому уже более 80 лет, возглавили разные режиссеры. С 1962 по 1970 год это был режиссер Натан Басин, с 1975 по 1983 - Ефим Табачников. А последние 30 лет этот пост бессменно по сей день занимает Ефим Звеняцкий. Приморский краевой театр кукол уже более 20 лет возглавляет залуженный деятель искусств РФ Виктор Бусаренко.
Первым худруком Приморского театра молодежи, начиная с 1946 года, был Юрий Котляревский, затем спустя 13 лет им стал Игорь Лиозин, занимавший этот пост без малого 16 лет. Леонид Анисимов продержался семь лет, а после в 1999 году на эту должность был назначен Виктор Галкин. Все художественные руководители театра являются заслуженными деятелями культуры.
В театре за последние лет 20 мало что менялось. Капитального ремонта не было так давно, что ремонтировать надо все здание. Только за минувшие пару лет починили крышу, обновили зрительный зал и покрасили фасад.
Если взять Театр юного зрителя в Хабаровске – картина прямо противоположная ситуации в Приморском театре молодежи. Пять лет назад там открылась обновленная малая сцена, а само здание, зрительный зал на должном уровне. В театре предусмотрено жилье для приглашенных режиссеров. Начиная с 2007 года, художественным руководителем театра является молодой и талантливый режиссер-постановщик, номинант национальной театральной премии "Золотая маска" Константин Кучикин. До этого он не имел опыта работы худруком, но с приходом в театр на этот пост многому научился.
- На мой взгляд, назначать на пост главного лица человека, не имеющего о театре представления, крайне опрометчиво. Человек должен не просто разбираться в цифрах, но и этим театром жить, художественная составляющая играет далеко не последнюю роль. Практика, когда главным лицом в театре является коммерческий директор, уже показала себя в стране не с лучшей стороны, - отметил Константин Кучикин.
Стоит заметить, что Министерство культуры Хабаровского края старается поддерживать театры на должном уровне. И такого контраста между ними, как во Владивостоке нет. Хабаровский краевой музыкальный театр, краевой театр драмы и комедии, театр юного зрителя, театр кукол остаются теми храмами искусства, куда действительно хочется прийти. Помимо этого в Хабаровске есть и ряд других экспериментальных театров, которые стараются развиваться и у них есть свой зритель.
- Сложно судить, что происходит во Владивостоке, но знаю и сам лично видел, в каком состоянии находится театр молодежи. У нас, слава богу, только за последние лет 15 в театре был проведен капитальный ремонт, и еще несколько последующих дополнительных ремонтов. Министерство культуры нас не игнорирует и старается помочь, - отметил худрук хабаровского ТЮЗа.
Кандидатуры, которые поддерживает департамент культуры Приморского края тоже вызывают немало вопросов. Светлана Чепинога - директор организации "Центр поддержки и развития фестивально-конкурсных, праздничных программ "Рустика", выдвигаемая на должность худрука театра молодежи, для членов экспертного совета осталась личностью совершенно непонятной.
Основная деятельность центра, возглавляемого Чепиногой, - участие творческих коллективов, отдельных исполнителей в различных мероприятиях. Однако такой центр поддержки далеко не бесплатный, и больше носит коммерческий характер – только для выступления на местных площадках участнику нужно заплатить 600 рублей до 7-8 тысяч рублей. А взнос за выезд в близлежащий Китай в рамках международного конкурса обходится почти в 900 долларов США. Среди заслуг, фигурирующих на сайте - пара благодарностей, выданных в 2012 году. В описании каждого мероприятия особенно подчеркивается, оно призвано улучшать и раскрывать творческий потенциал людей в рамках Года культуры и в соответчики с указами президента Владимира Путина.
Виктор Галкин намерен идти до конца и отстоять свою кандидатуру. Однако если так разобраться, дать дорогу молодым и перспективным тоже не особенно желают.
- Есть определенная кадровая проблема, потому что когда художественные руководители являются безальтернативными – это не есть хорошо. А что касается споров по выбору худрука Приморского театра молодежи… Грустно, что сидит 10 человек почтенного возраста и выбирает, что нужно молодежи, мнение которой, кстати, никогда не спрашивают, да и вообще не особо этим мнением интересуются, - считает культуролог Илья Табаченко.