Заключения по результатам патологоанатомических вскрытий морских млекопитающих, умирающих в Приморском океанариуме, редко становятся достоянием общественности. Однако последние события, связанные со смертью сивуча Старка и двух дельфинов-белобочек, а также волной общественного возмущения, заставили руководство океанариума пойти на необычный шаг, чтобы доказать: заведение не пытается скрывать факты и умеет признавать ошибки. Поэтому журналистам предоставили информацию о всех морских млекопитающих, погибших за последний год, и причинах смерти. Нового в отчетах, охватывающих период с ноября 2015 года по сегодняшний день, мало, сообщает РИА PrimaMedia. Открытием стала смерть дельфина от старости – за несколько дней до визита Владимира Путина и лидеров Японии и Южной Кореи.
О гибели животных до ноября 2015 года в документе не говорится, хотя журналистам известно по меньшей мере о шести таких случаях. Таким образом можно считать, что за все время существования учреждения в нем умерло не меньше 16 мормлеков. О последних десяти случаях ученые рассказали подробно. Чтение публикуемых ниже материалов не рекомендовано для впечатлительных людей.
Птичий грипп
Имеющийся в распоряжении РИА PrimaMedia отчет начинается с молодого самца белухи, который скончался 5 ноября 2015 года от птичьего гриппа. Патологоанатом заключил, что животное в какой-то момент перестало дышать "на фоне интерстициальной пневмонии и отека легких, что было осложнено воспалительным процессом в желудке, токсической дистрофией печени, острым катаральным энтероколитом и серозным спленитом. В результате болезни у белухи произошла тяжелая интоксикация с истощением". В океанариуме отмечают, что грипп развивался стремительно и мог быть принесен птицами или дикими морскими млекопитающими в открытый вольер в бухте Парис, где тогда содержали животное.
Чуть более, чем через два месяца, 15 января 2016 года, погиб тихоокеанский афалин Лео. Выяснилось, что Лео страдал от врожденной патологии развития – дивертикула кишечника, который стал первопричиной цепочки нарушений работы внутренних органов дельфина. Патология привела к непроходимости желудочно-кишечного тракта и острому панкреатиту (человек при остром панкреатите может умереть в течение часа). В итоге у афалина произошел отек легких, и Лео задохнулся.
Дельфин афалина. Фото: РИА PrimaMedia
Ровно через два месяца, 15 февраля, в результате несчастного случая Приморский океанариум потерял еще одну белуху, самочку. Погибшее животное вместе с тремя сородичами незадолго до этого перевели в новый бассейн дельфинария. Любопытные животные ночью вынули из приямка защитную решетку, и одна из самочек застряла головой в сливном отверстии. Как сказано в отчете, — "она получила травмы в области головы с переломами верхнечелюстной, нижнечелюстной, небной, резцовой и носовой костей. Обширное кровотечение из ротовой полости вкупе с острым расширением полостей сердца и отеком головного мозга вызвало смерть и остановку дыхания".
Руководство океанариума признается, что в этой ситуации найти виноватых не получилось.
"Установка защитной решетки была выполнена по проекту. Причина гибели – отсутствие строительных норм и правил (СНиП), регламентирующих строительство бассейнов для содержания морских млекопитающих".
Под наркозом
Этим летом, 19 июля, погибли две самки тихоокеанского моржа Мира и Фаня, не перенесшие наркоз. В океанариуме отмечают, что из всех диких животных чаще всего во время проведения операций под общим наркозом погибают моржи. Первой моржихе наркоз поставили, чтобы удалить бивни (акт гибели не предоставили). По той же причине в состояние наркоза ввели вторую моржиху. Из акта гибели животного следует, что "гипотрофия стенки правого желудочка на фоне хронической интоксикации, вызванной гнойно-некротическим воспалением костных и мягких тканей в области верхней челюсти, а также гнойно-некротическим лимфаденитом, привела к остановке сердца". Миру и Фаню не спасло то, что операцией руководили ведущие ветврачи в области дентальной хирургии, которые до этого успешно прооперировали моржа Мишу.
Следующей жертвой стала байкальская нерпа. Она была неизлечимо больна и скончалась 16 июля от рака. Опухоль размером с куриное яйцо обнаружили при вскрытии в области брыжеечных лимфоузлов (грудная клетка).
"Это, острый лимфаденит, острый катаральный энтерит, серозный панкреатит и спленит повлекли тяжелую интоксикацию животного. Из-за гиперемии и отека легких произошла остановка дыхания", — сказано в документе.
Выделяется на фоне остальных в этом списке смерть самца тихоокеанского белобокого дельфина, который скончался 30 августа этого года от старости. Как следует из отчета, получив млекопитающее, океанариум ошибся с возрастом дельфина.
"Прижизненное определение возраста некоторых видов млекопитающих, в том числе дельфинов, сопряжено с большой долей ошибки. Экспертиза по спилу зубов показала, что поступивший дельфин имел преклонный возраст", — сказано в отчете. Акт о гибели млекопитающего отсутствует.
Тайна, не ставшая явью
Заключений по результатам патологоанатомического вскрытия нет и относительно последних погибших животных – сивуча Старка, скончавшегося от ударов тупым предметом 20 октября, и двух самок дельфинов-белобочек Маи и Мичи, умерших пятью днями позднее. Все три случая сейчас расследуются.
По факту смерти Старка возбуждено уголовное дело. На период расследования сотрудники океанариума, включая тренера Старка, отказываются что-либо предполагать, называя это тайной следствия.
Что касается дельфинов, то обстоятельства их смерти известны весьма подробно. Утром в бассейне, где обитали две самки и два самца, обнаружили мертвое тело животного. Через некоторое время внезапно погибло и второе, как выяснили позже — погибли обе самки. Третьего дельфина удалось спасти только благодаря реанимационным мероприятиям. Что же стало причиной смерти, еще предстоит выяснить экспертам.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Что происходит в Приморском океанариуме: отвечают сотрудники
Рыба или вода: могли ли отравить дельфинов в Приморском океанариуме
В Приморский океанариум, где погибли животные, пригласили попа