Во Владивостоке реализуется масштабный научный проект по изучению влияния твердых частиц выхлопных газов автомобилей на экологию. Ученые из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) пришли к выводу – новые автомобили не менее опасны для экологии, чем устаревшие модели с большим пробегом и износом. Исследования в этой области проводят в Школе естественных наук ДВФУ под руководством известного в мире греческого ученого, президента Ассоциации европейских токсикологов и токсикологических обществ (Eurotox), главного научного сотрудника НОЦ нанотехнологии Инженерной школы ДВФУ Аристидиса Тсатсакиса. Об этом сообщает корр. РИА PrimaMedia.
— Новые машины выделяют опасные вещества не меньше старых.
Надежды мирового сообщества на биотопливо тоже не оправдались — в его выхлопных газах оказалось еще больше канцерогенов, — отметил ученый.
Ученые ДВФУ взяли десятки образцов выхлопов: пробы брали от автомобилей разных производителей и годов, работающих на бензине и дизеле. По словам ученого, в автомобильных выхлопных газах содержится 85-90% токсических веществ – сажи, металлов, редкоземельных элементов и главное – наночастиц. Именно на наночастицах и их влиянию на экологию – сосредоточено внимание токсикологов. Исследователи изучают воздействие твердых частиц на животных, растения, грибы и бактерии. Это позволяет комплексно взглянуть на проблему.
Десятки образцов выхлопов. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
— Сегодня контроль над выхлопными газами автомобилей ведут специальные службы, но влияние этих веществ на биоценоз с научной точки зрения малоизучено — именно поэтому наш проект, в каком-то роде, пионерский, — рассказал директор НОЦ нанотехнологии и профессор кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы, заместитель директора по развитию Школы естественных наук ДВФУ Кирилл Голохваст.
Отметим, что часть исследований удается проводиться благодаря лазерному сканирующему микроскопу ZEISS LSM 800 с системой Airyscan. Высокоточное оборудование позволяет ученым глубоко проникнуть в структуру изучаемых живых и неживых объектов – потом выходить на молекулярный уровень и получать 3-D модели.
Микроскоп ZEISS LSM 800. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
— Безусловное преимущество микроскопа – он увеличивает разрешение изображения минимум в 1,7 раза во всех трех измерениях, — рассказал Кирилл Голохваст.
– Мы провели первые работы, с помощью микроскопа сделали снимки – и весь материал опубликуем в ведущих международных научных журналах.
Цель проекта – не пассивный сбор информации. С помощью полученных данных ученые могут сделать конкретные выводы о пагубном влиянии загрязнения на здоровья людей, а позже – поделиться знаниями и рекомендациями с производителями.
— Надеюсь, что результаты работы помогут скорректировать политику российских и европейских государственных органов в области регулирования норм загрязнения, — отметил Аристидис Тсатсакис.
Такой подход может привести к жестким мерам и законодательным актам, которые регулировали бы выброс автомобильных газов в атмосферу. Первое время, считает Тсатсакис, исследования должны стимулировать развитие общественного транспорта и разработку систем эффективной очистки выхлопных газов.
Микроскоп увеличивает изображение минимум в 1,7 раз. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
Что же касается технического решения экологической проблемы сегодня, то в мировой практике оно реализуется по трем направлениям — топливо, двигатель и системы снижения токсичности.
Сегодня в России контролируется качественный состав изготавливаемого и реализуемого топлива, предусмотрен контроль над состоянием автомобилей. Также в России вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность двигателя автомобиля. Предусмотрены нормативы на выпускаемые автомобили. В России и европейских странах приняты стандарты ЕВРО, задающие как токсичность, так и количественные показатели.
Значительно снижены выбросы (снижен расход топлива) в современных конструкциях двигателей с инжекторным питанием стабильной стехиометрической смесью неэтилированного бензина с установкой катализатора, газовых двигателях, агрегатах с нагнетателями и охладителями воздуха, применением гибридного привода. Однако подобные конструкции сильно удорожают автомобили.
Исследования имеют особую важность для Владивостока. Столица Приморья является самым автомобилизированным городом России. На тысячу жителей в нем приходится 566 автомобилей, причем 88 процентов составляют устаревшие иномарки.
Фотографии, полученные в ходе исследованиий — будут опубликованы в ведущих научных журналах. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
Работы по проекту ведутся не только во Владивостоке. Под руководством Аристидиса Тсатсакиса сформирована целая сеть научных групп — Москве, Красноярске и Екатеринбурге, Мессине (Италия), Порту (Португалия), Ираклионе и Салониках (Греция) — эти города похожи размерами и расположены на побережье морей или рек.
Напомним, что проведение научного проекта поддержал Российский научный фонд, выделив трехлетний грант группе исследователей ДВФУ.
Эксперты ДВФУ разработали проект развития научной работы университета, который получил название 35 TopLabs. В ближайшие годы в ДВФУ создадут новые научные лаборатории во главе с выдающимися учеными, которые поспособствуют повышению научной репутации университета и выведут его в авангард современной науки.
Руководить первыми из них приглашены лауреат Нобелевской премии, итальянский эколог Риккардо Валентини, известный специалист по эпигенетике Александр Каганский из Великобритании, японский ученый мирового класса в области горения Каору Марута.
Кроме того, в ДВФУ постоянно выступают с лекциями ведущие зарубежные ученые, представители крупнейших университетов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приемная кампания-2016: ДВФУ готовится принять лучших абитуриентов России
ДВФУ успешно реализует амбициозные планы в национальном "Проекте 5-100"
ДВФУ улучшает свои позиции в ведущих мировых рейтингах вузов