28 марта 2016, 10:00 — 10:30Владивосток, PrimaMedia

"ДокторЪ Ольга": как открыть медицинский центр, не нарушая клятвы Гиппократа

Ольга Чеботарева – о кредитах на миллионы, анонимных жалобах и заработке на здоровых пациентах

Однажды врач Ольга Чеботарева решила перестать работать на государство. Нашла учредителя-бухгалтера, арендовала помещение, переманила часть коллектива и стала зарабатывать, но исключительно на здоровых — профосмотрами и медкомиссиями. Затем в бизнесе осталась одна, но не растерялась. Вложила 6 млн рублей, взяла ипотеку, продала машину и теперь у нее есть свое помещение. До торжественного открытия медцентра на новом месте осталось пара месяцев. Как справится с ролью директора компании, когда ты привык лечить людей, а не зарабатывать на их здоровье, и через какие круги ада заставят пройти анонимные жалобы, в проекте "Секреты бизнеса" на РИА PrimaMedia обсудили корр. агентства Инна Холина и директор медицинского центра "ДокторЪ Ольга" Ольга Чеботарева.

— Ольга Владимировна, вы стали предпринимателем совсем недавно. Открыли медицинский центр в кризисное время, которое многие владельцы бизнеса воспринимают как возможность, а не проблему. Вы придерживались такой же точки зрения?

— Я считаю, времена всегда одинаковые, независимо от того есть кризис или его нет. Если есть мотивация, цель, то ты добиваешься ее и в кризис, и не в кризис. И если у тебя есть команда, которая тебя поддерживает, то проблем нет. Конечно, стало сложнее. Людей стало меньше. Но работа есть, она никуда не делась.

— Вы решили не менять свой профиль деятельности, но работать исключительно на себя. Чем было вызвано такое желание? Почему решили создать что-то свое, а не ушли работать в частную медицину как специалист?

— Потому что у меня есть собственное мнение на то, как работать. Я вижу конечный результат. Я сама могу это сделать. Хочешь сделать хорошо – сделай сам. Наверное, я переросла то время, когда я могу идти под чье-то руководство.

— То есть вам не хотелось работать, как говорится, "на дядю"?

— Не совсем так. Мне нравятся партнерские отношения, но я плохо умею подчиняться. Наверное, характер такой. Я вижу, как надо делать. Другое дело, что другие это не видят, а иногда палки в колеса ставят. Я иду к цели, как иду. В итоге получается, что действую правильно.

— А как вы пришли к идее создать свое дело? Что послужило причиной изначально? Вы долго работали главным врачом, а что произошло дальше?

— Предчувствие, что настанут тяжелые времена, и осознание, что у меня за плечами — немолодой коллектив. Благодаря их поддержке, я окончательно решила — надо открываться. У меня с моими докторами действительно партнерские отношения, я очень дорожу этим. Без них я бы мало что сделала.

— Выходить из привычного образа жизни главврача и становиться предпринимателем было страшно?

— А я еще не оставила работу окончательно. Мне сложно уйти. Понимаю, что мне нужно стремиться к чему-то другому, но уйти не смогла.

— На новый проект выходили в одиночку или командой?

— У меня был соучредитель, грамотный бухгалтер, аудитор. Мне помогали. В одиночку, конечно, тяжело это сделать. Но сейчас компанией владею только я. Мы по-хорошему расстались и занялись каждый своим делом. У нас остались теплые отношения.

А мне пришлось начать все с нуля, но уже одной. А благодаря прошлому опыту, удалось избежать многих ошибок. Тяжело, конечно, самой. Но у меня есть люди, которые мне помогают.

— Вы много говорите о партнерстве. Какие принципы создания своей команды вы используете?

— Честность, доброта, открытость, потому что я сама такая.

Главное – чтобы не предавали, потому что опыт был очень тяжелый. А еще нужно, чтобы врачи и администраторы людей любили.

— Обрисуйте план действий при открытии компании.

— Я работала начальником амбулаторного подразделения в одном из государственных медучреждений, которое относилось к заводу. Когда решила работать на себя, а не на государство, вышла с предложением к директору. Дело в том, что зарплаты на заводе были маленькие, тем более я считала своим долгом сохранить коллектив. Директор согласился. И мы отделились, арендовали там же помещение и стали оказывать платные услуги. Однако сейчас мы переезжаем, для этого купили помещение в одной из жилых домов, в котором уже сделали ремонт.

— Какие платные услуги вы стали оказывать?

— Мы проводили профосмотры и делали медицинские комиссии.

— В медицинском бизнесе это один из основных источников заработка?

— Это очень большая статья дохода. Это возможности платить налоги, аренду, зарплату работникам. Если ровно идти, с условием, что никто не мешает, это очень неплохо. Потому что лечебная работа – это лечебная работа. Бывает, что и с человека-то взять нечего. Надо брать деньги со здоровых людей.

— С таким, кажется, альтруистическим подходом к делу вам, наверное, тяжело руководить компанией, думать о том, что надо заниматься бизнесом, а не просто лечить людей?

— Люди-то идут. У нас очень демократичные цены, это по кошельку людям не бьет. Мы немного теряем.

— Когда пришло желание переезжать на новый адрес?

— Аренда – это всегда тяжело. Пришла идея купить свое помещение. Сложно было, был вложен материнский капитал, заложена квартира, продана машина. Одна квартира была куплена в ипотеку, которую я потихоньку закрыла. И потом пришлось заложить еще одну квартиру.

— Сколько средств понадобилось на старт?

— Больше 6 млн рублей вложила, 2 млн ушли на перепланировку и ремонт. Оборудование у нас было, но планируем еще купить. Например, в планах на ближайшее время приобрести аппарат УЗИ, его средняя цена еще около 2 млн рублей. Зато теперь у нас есть свое помещение, поэтому мы ни от кого не зависим.

— К сегодняшнему дню вам удалось вернуть эти деньги?

— Нет.

— А когда планируете?

— Если работать хорошо и без сбоев, если никто мешать не будет, а у нас очень многие мешают, тогда на это нужно года три, не меньше, а то и пять лет.

— А кто вам мешает?

— Доброжелатели есть. Президент у нас говорит, что нельзя "кошмарить" бизнес, но не получается выполнять напутствия президента. Я работаю, создаю рабочие места, плачу налоги, аренду. Но многие хотят "присоседиться", ставят палки в колеса. Зачем, не знаю.

— А как мешают? Деньги требуют?

— Открыто никто не требует. Они напускают немыслимые проверки. Пишут анонимки, и по ним проверяют. Дергают, не дают работать, бывало, что каждые две недели проверки. Только стоит голову поднять – и опять собираешь документы на проверку. Это выбивает из колеи.

Да, можно все продать, покрыть все кредиты, уйти в государственную медицину. Но за мной ведь люди. Я не могу все бросить. Мне совесть не позволит. Мы все вместе к этому шли.

— Кто для вас основная поддержка?

— Семья, друзья, коллектив. Особенно семья. Когда в семье хорошо, можно горы свернуть.

— Что для вас важнее: работа или семья?

— Нет градации. Для меня и работа, и семья – моя жизнь.

— Не пытались вовлечь семью в свое дело?

— Дети не пошли по моим стопам, поэтому вовлечь невозможно. Они у меня почему-то – юристы.

— Часто из-за работы приходится переживать?

— Когда проверки, да. А еще, за пациентов часто волнуюсь. Переживаю, когда профосмотры большие проходят.

— У вас есть потребность лечить людей. А потребность зарабатывать деньги — такая же сильная?

— Конечно, я зарабатываю. Но зарабатывать нужно на здоровых людях.

— Вы себя ощущаете бизнесвумен?

— Теперь да. Но поначалу не ощущала и ветрено к этому относилась. Просто у меня все шло по накатанной. Будто кто-то руководил, а не я строила свой бизнес.

Если подумать, сколько у меня кредитов, то становится страшно. Лучше, вообще, об этом не думать. Лучше отключить сознание. Когда-нибудь все наладится, назад оглядываться нельзя. Не нужно сворачивать с намеченного пути.

— У вас есть свое помещение, в котором сделан ремонт, оборудование тоже есть. Почему не открываетесь?

— Выводили помещение из жилого в нежилое очень долго. Два года ушло на это. Но в этом и мы виноваты. Это же первый опыт. Очень долго согласовывали изменения в проекте. Нам осталось только получить все необходимые лицензии на новое помещение.

— При открытии своего медцентра наличие помещения в собственности играет важную роль?

— Да, это гарантия того, что тебя уже никто не выгонит. Если ты съехал, то, считай, с этого дня ты прекращаешь медицинскую деятельность.

— Недавние исследования показали, что рынок медицинских услуг является одним из самых низкоконкурентных. А как ситуация обстоит на ваш взгляд?

— Согласна. Более того, на рынке присутствует скорее не конкуренция, а партнерство. Например, у нас нет лабораторного оборудования, поэтому мне легче обратиться в центр, у которого есть лаборатория, и заключить с ним договор о сотрудничестве.

— Директором медицинского центра обязательно должен быть врач?

— Это может быть хороший администратор. Даже если ты – хороший врач, ты все равно должен иметь хорошего администратора.

— А вы считаете себя хорошим администратором?

— Нет. У меня есть помощники. Я могу поставить задачу, увидеть конечный результат, знать, как к нему прийти. Но исполнители у меня: администратор, старшая медсестра.

— Что вы посоветуете предпринимателям, которые собираются открыть медцентр, но не имеют медицинского образования?

— Собрать хорошую команду и найти грамотного главного врача. Это обязательно должен быть человек с хорошим образованием и практикой. Именно он сплотит вокруг себя команду.

— Это прибыльный бизнес?

— Да.

Врачи без куска хлеба никогда не останутся.

РИА PrimaMedia благодарит фермерский ресторан "ОГОНЁК" за помощь в организации съемки

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

История "Рыбного островка": Шаг к возрождению самобытного и вкусного рынка Владивостока

Бизнес на бороде: 17 проданных франшиз, или как барбершоп из Владивостока покоряет Россию

Как нелюбовь к "дяде" и YouTube помогли Сергею Кодолову игнорировать кризис

188Власть 22Здоровье 183Культура и искусство 76МЕДИАСАММИТ 124Образование и наука 56Разное 34СМИ 95Спорт 27Стиль жизни 26Экология 309Экономика и бизнес