Строительный рынок в Приморье ощущает острую нехватку высококвалифицированных кадров. За рабочими процессами на стройке предпринимателям приходится следить лично, так как непрофессиональный мастер может убить всю прибыль с объекта, а порой - даже загнать компанию в долги. О специфике строительного бизнеса в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с генеральным директором ООО "Эколос-ДВ" Алексеем Бурдюком и учредителем ООО "ВладРемонт" Сергеем Кодоловым.
- Сегодня мы поговорим о бизнесе в строительной сфере. Представьтесь, пожалуйста.
Сергей Кодолов: Наша компания "ВладРемонт" занимается внутренними отделочными работами под ключ. Раньше компания занималась отделкой мелких объектов: квартир, отдельно комнат квартиры. Сегодня мы занимаемся крупными объектами. Квартирами по 150 "квадратов", а также торговыми центрами. Например, наша недавняя работа - центр на Волгоградской, 20, построенный на месте магазина "Елена". Мы его буквально через пару месяцев откроем.
Алексей Бурдюк: Наша компания "Эколос-Дальний Восток" с прошлого года занимается производством оборудования для очистки и перекачки сточных вод. Раньше занимались только поставкой, монтажом, обслуживанием оборудования и прокладкой устройств инженерных сетей, в основном это канализационные сети и водоснабжение.
- Коллеги, как к вам пришла идея заниматься бизнесом в сфере стройки?
Кодолов: У меня отец-строитель и мать-строитель, так что выбора, по сути, не было. Учился по специальности "Промышленное и гражданское строительство" и параллельно - на "Антикризисном управлении", потому что мне сразу сказали, что стройка - это кризисное состояние. В жизни не думал, что у меня будет своя компания, настраивался просто на главного инженера. После института я работал мастером, и на объекте долго не начинались отделочные работы. А мне было жутко интересно посмотреть, как они ведутся. И я не выдержал и открыл свою отделочную фирму. И закрутилось.
Бурдюк: У меня в семье никто строительством не занимался. В эту сферу я пришел в 2008 году в период подготовки города к саммиту АТЭС. С тех пор решили вопрос с водоснабжением многих промышленных объектов и градообразующих предприятий края, а затем и Дальнего Востока. В последний год мы объединились с крупным производителем и сделали здесь производство. До этого работал на себя.
- Я недавно столкнулся с работой строительной отрасли, о которой у меня сложилось крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, очень много компаний, которые предлагают свои услуги, а с другой, профессионалов-то на рынке нет. Те люди, которые должны профессионально заниматься решением каких-либо вопросов, занимаются профессиональным собиранием денег со своих клиентов. Как в ваших фирмах обстоят дела с профессионалами и компетенцией?
Кодолов: С профессионалами тяжело. Нанять рабочего, который тебе сразу сделает идеально, практически невозможно. Да, они есть - хотя таких очень мало -, но проблема заключается в том, что по деньгам они берут так же, как и те, кто делает плохо.
Взять и нанять бригаду, которая сделает хорошо, практически нереально. Проще взять тех, кто плохо работает, и поставить над ними жесткий контроль. Вот это у нас рабочая модель.
Бурдюк: У меня тут мнение схожее. Я считаю, что основные проблемы рождаются от того, что у нас множество компаний, и все они мечтают о генподряде. Но мало у кого действительно есть ресурсы, которые позволят качественно выполнить все этапы строительных работ. Если строить для себя, то генподрядчиком должен быть сам заказчик. Он должен сам организовывать процесс поиска субподрядчиков на конкретные этапы и четко изучать деятельность.
Кодолов: Не согласен. Генподрядчик ведь далек от строительства. Он не может, допустим, выбрать электрика. Электрики приходят и говорят: "Мы – молодцы". Никто ведь не скажет: "Мы работаем плохо, просто деньги дерем хорошие". А мы, допустим, смогли бы проверить электриков. Лучше, чтобы генподрядчиками были мы, строители. Это лучше, чем если им станет заказчик, который в стройке мало что понимает.
- Есть конкурентная и насыщенная отрасль, на которую можно выйти без особого труда, потому что большинство тех, кто работает на этом рынке, прочитали форумы и стали называть себя супер-фирмами. Как такового "входного барьера" там нет. То есть можно купить какой-то недорогой инструмент, нанять узбеков, и вот ты уже крутой предприниматель в строительной отрасли.
Кодолов: В целом да.
Бурдюк: Вот тут я не совсем согласен. Это зависит от того, на какой объем работ выйти. Я знаю ряд компаний во Владивостоке, которые начали появляться в период подготовки к саммиту. Они состоят из пяти юристов, двух инженеров ПТО, сметчика и шести директоров. И они работают на крупных объектах. Есть компании, где работают шесть моляров и ни одного директора. Они выполняют частные заказы и мечтают о крупном проекте. И такое сплошь и рядом. Сейчас сложно найти компанию, чья карьерная ниша строится именно так, как и должно быть.
- То есть с одной стороны профессиональные конторы, которые заточены под крупный объект, но нет исполнителей, а с другой – сами исполнители, которые никогда не выйдут на крупные объекты, потому что у них нет чего-то другого?
Бурдюк: Скорее всего, да.
Кодолов: Думаю, да.
- Как вы нашли свою нишу?
Кодолов: У нас все просто. Мы занялись отделкой и делали ее от души. Мы всегда выполняли все наши обязательства и заработали себе неплохую репутацию. Нашей компании уже 4 года.
Бурдюк: Я этим направлением занялся абсолютно случайно. Просто устроился работать в группу компаний, где руководитель хотел развивать это направление, и ему нужен был партнер. Мне эта тема стала интересна. Оценив состояние наших сетей, я понял, что на этом рынке стоит остаться. И занялся абсолютно непрофильным для меня делом. По специальности ведь я - судовой энергетик.
- Как работаете с клиентами? Что должен знать предприниматель о вашем рынке, если он вдруг решает выйти на него? Как ищите клиентов?
Кодолов: Мы начали с того, что дали объявление в Интернете. Получили первый заказ, заработали денег и разместили объявление подороже. Взяли несколько квартир по 100 "квадратов", отработали их полностью. Потом сделали ремонт абсолютно всем нашим знакомым. Потом убрали объявление, потому что нам стали давать хорошие заказы по сарафанному радио.
Бурдюк: У меня с самого начала так повелось - я знаю каждого заказчика. Мы продолжаем общение даже сейчас, спустя годы. Первые клиенты появились так же, благодаря сайтам бесплатных объявлений.
- Являетесь ли вы в вашей фирме продающим звеном или уже ушли на позицию директора-администратора, который только руководит?
Кодолов: Прием заявок держится на мне. Я всегда есть на объекте и знаю клиента в лицо.
Бурдюк: Это зависит от объекта и суммы контракта. Иногда я выезжаю сам на какие-нибудь частные объекты, если речь идет о работе с уже знакомыми людьми.
Кодолов: Все нужно контролировать.
Неудачный мастер убивает всю прибыль с объекта. И даже в минус тебя загоняет. Компетенция в нашем рынке настолько низкая, что если ты прочитал пару строительных норм и правил, то ты - просто "царь строительства", потому что в жизни никто их не открывает.
Я это понял, когда сам работал мастером. Стройка очень жестко регламентирована нормативами, но их не знает ни один человек. И когда приходят и начинают разводить руками, я говорю: "А покажите, где эта норма". И никто, абсолютно никто, не знает эти нормативы. Будучи мастером, я взял и прочитал эти СНиПы, и теперь мне сложно что-то предъявить. Ошибки на стройке стоят слишком дорого, поэтому мы всегда находимся на объекте.
Бурдюк: У нас в стране самый большой риск состоит в том, что с тобой могут не рассчитаться. Это встречается сплошь и рядом.
- У вас были ситуации, когда вы брали объект, а спустя какое-то время заказчик говорит: "Вы знаете, рыночная ситуация поменялась, я заплатить не смогу. Вот что хотите, делайте со мной, а денег нет"?
Кодолов: Конечно, было. Это же Россия. Но я всегда считаю, что это все по нашей вине. Однажды это было однозначно по нашей. Договор заключили, а он говорит: "А давайте еще этот закуток сделаем?" Мы соглашаемся. А закуток-то в контракте не оговорен. И потом, когда мы смету предоставляем, он говорит: "Нет, господа, в договоре этого нет. Поэтому за это я вам плачу в два раза меньше".
Бурдюк: У меня бывали случаи, когда заказчик придумывал причину отказа от оплаты. Конечно, если документально оформлено правильно, то предъявить что-то довольно сложно.
Кодолов: В строительстве всегда есть правило: все ошибки проектировщика ложатся на заказчика, а все ошибки подрядчика – на самого подрядчика. Вот идет строительство, и вдруг проектировщик говорит: "Ой, а я размер не тот поставила". А мы уже стеночку возвели на 5 метров не в ту сторону. А с нее денег не возьмешь – у нее зарплата 20 тысяч. Вот заказчик и говорит: "Ну, ладно, что делать. Заплачу строителям, чтобы перенесли стену". А вот если мы на 5 метров стену не там поставим, не по чертежу, то нам скажут: "Ну, ребят… да вы не там стену поставили. Ну-ка взяли и за свои денежки передвинули ее". И мы за свои денежки взяли и передвинули…
- Насколько в строительной сфере важно юридическое и бухгалтерское сопровождение?
Кодолов: Это зависит от того, с кем ты работаешь. Если с частным заказчиком, то важно. Если по ту сторону твои товарищи, то надо договариваться как-то полюбовно. Товарищ является каркасом твоего сарафанного радио.
Бурдюк: Большой и толстый договор частного заказчика всегда пугает. Чем короче договор, тем проще.
- Вы отслеживаете ценообразование конкурирующих фирм?
Кодолов: Конкурентов периодически отслеживаем. Цена у нас не особо отличается от их ценовой политики.
- Давайте теперь обсудим качество работы, ведь оно превыше ценовой политики. Если заказчик говорит вам: "Мне надо дешево. Мне все равно, что будет летом, очистится ли все или забьется. Но мне сейчас надо дешево!", есть ли у вас практика отказов в выполнении каких-либо услуг? Или деньги не пахнут?
Бурдюк: Зависит опять-таки от заказчика.
Если на него твои доводы не подействовали, он пойдет к другому и все равно купит то же самое у другого. А ты потеряешь прибыль.
Мы в таких моментах обычно предлагаем с запасом, то есть говорим: "Вот вы этот год попробуйте так, а мы вам потом еще четыре таких секции поставим. Это вам обойдется на 40% дороже, но это ведь будет потом". Обычно соглашаются. В итоге, чтобы уложиться в пять кубов, он в три раза больше платит, и сами работы занимают больше времени. В итоге он гордо говорит: "Вот видите, я сэкономил!" А я отвечаю: "Ну, возьмите бумагу с ручкой и напишите, как вы сэкономили". Пишет и удивляется: "Ну вот, ничего не сэкономил". То же самое и про качество. Ну, пойдет он возьмет узбеков или сам сделать решит. Проходит неделя - звонок: "Сделайте, пожалуйста. Эти пришли, все сломали, все разбили". В итоге смотришь: работа обойдется в два раза дороже.
Кодолов: Мы как-то три раза приезжали к заказчику. Он не хотел заключать договор. Сначала нанял узбеков. Приезжаем через полгода - вся квартира в хлам, бутылки валяются по углам. Хозяин говорит: "Ладно, парни, считайте". Посчитали, говорит: "Дорого. Корейцев найму". Еще через полгода приезжаем, говорит: "Ладно, пацаны. Работайте". Есть у нас такой треугольник, где в одном углу деньги, во втором – качество, а в третьем – время. И есть вариант, что вместо качества можно поставить долговечность.
Если речь идет о коммерческих объектах, то заказчику не нужны идеально ровные стеночки или плинтуса в одну строчку. Ему надо, чтобы оно не развалилось через 10 лет, чтобы оно ему окупилось. Поэтому мы разработали кучу решений для того, чтобы было дешево, но сердито.
Например, мы можем на один лист гипсокартона сделать меньше, но шов заклеить стеклообоями, которые в технологии не предусмотрены, но эта схема себя показала отлично. Также мы придумали двойное армирование. Но если заказчик хочет дешево и без этих ухищрений, тогда мы отказываемся, потому что все через полгода развалится.
- Строительство – достаточно инновационная отрасль, в которой постоянно разрабатываются новые материалы. Как вы отслеживаете новинки? И насколько важным это является для ведения бизнеса?
Кодолов: Мы все время отслеживаем новые технологии. Есть инструмент, который позволяет одному человеку делать в 20 раз больше. Именно в 20 раз, а не на 20%. Инструмент очень важен. Но все работают без него. Например, есть специальный пылесос для шлифовки, которым человек в час может шкурить по 20 "квадратов" стены, то есть за день чуть ли не всю квартиру закончить. Обычно берется дешевая наждачка и два узбека. Прошла неделя, и они, как снеговички, белые выходят – все готово. И там, и там неплохо. Но наш пылесос шкурит идеально, а их наждачка – как увидит сам узбек.
Бурдюк: Мы в производстве постоянно применяем новейшие технологии.
Но у нас в стране СанПиНы и СНиПы зачастую отстают от технологий. И некоторые новшества, зарекомендовавшие себя в мире, применить нельзя.
Поэтому, увы, проще сделать так, как в Советском Союзе, чем применить оборудование, которое надежнее и компактнее, но потом это сдать контролирующим органам. Но мы стараемся на каждом объекте применять новейшие разработки.
- Вы являетесь членами Клуба молодых предпринимателей Приморского края. Что дает вам эта организация?
Кодолов: Первое – мы встречаемся с более опытными предпринимателями, которые делятся своим опытом. Бывает, рассказывает что-то, а у меня в голове, как пирамидка, собирается структура моей компании, и вдруг я начинаю видеть ошибку, которую раньше не замечал. Исправляю, и тут же вдвое уменьшаю издержки. Есть спикеры, которые реально помогают бизнесу.
Бурдюк: Согласен. То время, которое тратится на участие в мероприятиях клуба, точно окупится в работе. Направлений для участия масса. Это субсидирование, о котором я раньше не знал. Также участвую в программе поддержки предпринимательства, постоянно встречаюсь с более опытными коллегами, которые помогают советом.
- Сформулируйте три слова, которые наиболее полно отражают суть предпринимательства.
Кодолов: Рискованно, без выходных и без отпуска.
Бурдюк: Полная самоотдача, зачастую бессонница и сокращение личного времени.
- Быть предпринимателем сложно?
Кодолов: Да.
Бурдюк: Непросто.
- Если бы решение становиться ли предпринимателем или нет, вы принимали сейчас, то что бы выбрали?
Кодолов: То же.
Бурдюк: Однозначно.
- Сформулируйте короткий лозунг-напутствие молодым предпринимателям?
Кодолов: Это лучшая возможность самореализации. На обычной работе такого не будет.
Бурдюк: Да, это самореализация за счет самоотдачи.
Напомним, "Бизнес 2.0" - еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы - исполнительный директор ПКО ООО МСП "Опора России", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморские предприниматели о кризисе: Самый эффективный путь для бизнеса - партнерство
Приморские предприниматели на "Бизнес 2.0": Франшиза - неоднозначный шанс для новичков
Танцы живота в Приморье: способ самореализации, генерирующий прибыль