12 февраля 2015, 15:15 — 16:15Владивосток, PrimaMedia

Предприниматели в Приморье должны отойти от модели "купи-продай" - Павел Гетман

В бизнесе побеждают стратеги, а не искатели легкой наживы, считает президент некоммерческого партнерства "Лиги торговых предпринимателей"

Многим предпринимателям в Приморье нужно "переломить" свою ментальность и отойти от модели "купи-продай", а также - заняться самообразованием. В бизнесе - особенно во времена экономического кризиса - побеждают стратеги, а не искатели легкой наживы. О способах выживания бизнеса, кризисе и новых предпочтениях потребителей в эфире PrimaMediaLIVE рассказал президент некоммерческого партнерства "Лиги торговых предпринимателей", управляющий торгового комплекса "Березка" Павел Гетман.

-Павел, по-вашему, кризис – это время, когда нужно оптимизировать, сворачивать бизнес либо, как принято сейчас говорить, это новые возможности?

- Я думаю, что хороший скачок вперед – это пендаль в одно место. Выживут только предприимчивые. Мы должны четко понимать, кто такой предприниматель. Это тот, кто ищет спрос и делает предложение. Внешняя среда меняется, есть конкуренция, так что мы должны всегда держать руку на пульсе и быть готовыми к изменениям. Бизнес – это живая материя, которая изменяется. И важно, чтобы внутри люди вместе со своими компаньонами объединились.

Многие компании начинают распадаться, потому что не знают, куда надо двигаться. Выигрывают кооперации, которые со своими партнерами объединились, оптимизировали свои расходы и остались конкурентоспособными, например, с компаниями других регионов.

 Думаю, потихоньку будет создаваться новый организм. Это обновление, потому что всегда в бизнесе есть стадия застоя, когда идет плагиат и перенасыщение. Многие предприниматели на самом деле вообще никакого отношения к бизнесу не имеют. Они даже экономических законов не знают и идут в бизнес, отбирая небольшой кусок и ломая всю модель. Сейчас кризис расставит все точки над "i", покажет, кто сильнейший, кто увидит перспективу впереди и выйдет.

- А сейчас перспектива ясна? Или пока еще остаются поиски в темноте на ощупь? И как дальнейшее развитие видите вы?

- Первое – погибнут те, кто сделал стратегическую ошибку, тот, кто неправильно поставил цель перед собой. Однозначно произойдет перераспределение потребителей. Да, упал, может быть, спрос на 20-30%, но он есть. Поменяется валовая маржа - маржинальный доход уже меняется. Есть много факторов, который должен увидеть предприниматель. И он должен не паниковать и трезво мыслить, оценить свои возможности, найти, куда двигаться, поменяться, а возможно – поменять сферу бизнеса.

- Была ли паника у вас?

- У меня нет. Потому что все, что нас не убивает, делает сильнее. Нужно четко оценить свои возможности и понимать, на какой стадии ты находишься, твердо ли ты стоишь на ногах. Это как на войне: есть ли ресурсы или нет, сколько ты можешь пройти по инерции и докуда сможешь дойти. И самое главное - найти партнеров и прописать пессимистический сценарий развития ситуации и, разумеется, быть готовыми к реализации такого сценария.  

- Насколько вашу компанию затронула оптимизация? Пришлось увольнять людей?

- По торговому комплексу - однозначно нет. Мы, наоборот, решили сделать марш-бросок. Мы находимся в хорошем месте, у нас хорошие соседи, мы успели провести реконструкцию, перестроение "боевых порядков". Мы снизили стоимость аренды, нашли стратегических партнеров, сейчас ведем переговоры. Возможно, сейчас пойдет война – перетягивание арендаторов из одних торговых центров в другие, потому что они тоже будут оптимизироваться. Если, например, они платили аренду 1 млн рублей с 500 "квадратов" и будут платить 500 тысяч рублей, то они будут экономить еще 500 тысяч рублей и не увольнять свой штат. Мы должны мыслить и за них тоже, делать им выгодные предложения. Наше предприятие, как женские бусы – это та леска, на которую все нанизано.

Сейчас передо мной стоит задача подобрать команду. Война выигрывается на картах, а не на передовой. Так же и в бизнесе.

Если неправильно определена стратегическая цель, то какими бы не были тактические оперативные мероприятия, ты проиграешь.

- Вы понизили сотрудникам зарплату?

- Нет. Я привлек для помощи бизнес-консультантов. Мне нужен КПД, мне нужно получить энергию моей команды. Один плюс один, и на выходе получить три. От того, что мы снизим зарплату, продажи ведь не возрастут. Наша задача – идти вперед, делать исходящие сигналы, искать своего потребителя и делать ему предложение.

- На какого потребителя вы рассчитываете сейчас?

- А мы всегда рассчитывали на среднего и ниже. У нас в "Березке" работает социальный магазин. Арендатор аренду не платит, его задача – держать торговую наценку 9%, которую он и держит. Он, как магнит, создает поток, на котором зарабатывают другие арендаторы, продавая товар.

- Сильно изменились предпочтения горожан?

- Привожу пример. Мы с супругой детям раньше покупали коробку сухого завтрака "Nestle". На полке в магазине рядом стоит "Любятово". Мы купили его, потому что цена в два раза ниже. И дети не заметили разницу. Поэтому сейчас мы смотрим. Потребитель экономит. Мы работаем только на обороте.

- Если говорить об импортозамещении, которое сейчас у всех на слуху, возможно ли оно в Приморском крае?

- Думаю, малый бизнес может какую-то часть заменить. У меня самого хобби – перепелиное хозяйство. Сейчас вот строим огромную ферму на 30 тысяч голов. Уже работаем с одной сетью, вошли на рынок, сделав свой бренд. Так что мы тоже замещаем. Также будем поставлять мясо. Я разработал модель и ее реализовываю. Вот удивляюсь, почему сейчас стала дорожать свинина. Фермеру проще подороже продать одну свинью, чем вырастить две. Это ментальность. А вот придет предприниматель, который захочет вырастить три свиньи и продаст их за две. Он ведь читает умные книги, образовывается, ищет оптимизацию, применяет современные технологии для того, что бы повысить КПД – выхлоп, чтобы понизить стоимость. И он получает доход. Я считаю, предприниматель должен обучиться экономике.

- Многие обвиняют предпринимателей в непорядочности, потому что те повышают цены на пустом месте.

- Ну, вот я говорю, это ментальность. Они не осознают, что сами подстегивают эту инфляцию. Одна продает, другой у нее покупает и думает, что раз огурцы с капустой у нее подорожали в два раза, то и надо цену за свой ремонт обуви тоже поднять. И начинается цепная реакция. Бензин у нас сейчас в долларах в два раза дешевле самого доллара – 50-60 центов. 

Мы – рвачи, хотим урвать сейчас. А выигрывают те, кто думает о том, что будет завтра и послезавтра. Задача – не выиграть бой, а выиграть войну.

- С такими рвачами тяжело конкурировать?

- Нет. Твоя задача сейчас – удержать плацдарм, удержаться на точке безубыточности, перетерпеть. Потом кризис же все равно пойдет. Кто не дотерпел, тот исчезнет, и вместо 100 магазинов останется 50. А население как было, так и есть. Кризис все-таки нужен. Это эволюция цикла роста, смена мышления, появление новых лидеров. В кризисе я вижу только плюсы. Да, тяжело, да обесценивается, но открываются новые возможности.

- По-вашему, как долго может продолжиться эта ситуация?

- Не могу сказать. Мы не понимаем, что сейчас будет с внешней политикой, ведь от нас ничего не зависит. Все в руках Владимира Владимировича Путина. Наша задача – сплотиться внутри и не дать раскола. Да, нас опустили в долларах, но мы же живы. Руки, голова есть, есть семьи, мы не голодаем и есть, за что удержаться.

- Какие надежды новый департамент экономики и развития предпринимательства возлагает на его руководителя Дмитрия Царева?

- Я Дмитрия знаю еще с партийной школы. Это как раз тот стратег, который смотрит далеко вперед. Он умеет считать деньги и понимать, действительно ли проект стоит вложений или нет.

- Если сравнивать Приморский край с остальными регионами Дальнего Востока, то какова у нас ситуация с малым предпринимательством?

- Центр – конечно, Владивосток, где есть и мелкие предприниматели, и крупные. Один минус – ментальность у предпринимателей другая.

Есть предприниматели, а есть коммерсанты "купи-продай", которые ничего не могут создавать и идут в бизнес без познания экономических законов.

Игорь Сергеевич Пушкарев создал в городе Центр развития предпринимательства, где проходят тренинги, куда я советую всем начинающим предпринимателям ходить. Ведь есть плохой предприниматель, но хороший наемник. И важно понять, кто ты.

- Как изменить ментальность, чтобы стало большое молодых предпринимателей?

- Вообще слово "молодой" не должно существовать. Есть зрелый предприниматель. Вот до того, чтобы мне таковым стать, я работал наемником и учился мыслить как предприниматель.

- Ошибки были?

- Конечно. Мой первый бизнес во Владивостоке – весовое мороженое. Я первым в городе открыл это направление. Когда я видел большую очередь, я очень радовался. Нет, чтобы туда пять точек поставить, и я продал бы в пять раз больше. Но у меня не было знаний. Я на экономический поступил в 30 лет, уже будучи директором. Я понял, что мне не хватает теоретической базы. Почитал книгу, а ведь ее надо еще адаптировать к нашей культуре. Ведь задача – взять какие-то советы, применить на практике, посмотреть обратную связь, отшлифовать и адаптировать. Тогда это будет работать. Если ты не можешь делать этого, то у тебя нет роста. Если ты не умеешь анализировать ошибки, значит, ты не понимаешь, что это ошибки.

- Быстрота принятий решений в администрации края, в Законодательном собрании присутствует?

- Я стал членом регионального политсовета партии "Единая Россия" и понимаю, как это действует изнутри. Защищая один магазин розничной торговли, я защищаю все остальные. Поэтому меня и выбрали президентом Лиги, потому что я умею договариваться. У нас сейчас проблема – низкая активность самих предпринимателей. Они считают, что не выросли и это не их уровень. Они как бы в скорлупе сидят. И когда ты им рассказываешь про какие-то вещи, их это пугает.

- В чем вы видите инвестиционную привлекательность Приморья?

-  Во-первых, мы граничим с Азией. Во-вторых, у нас железная дорога. У нас все есть. Ведь для инвестора главное – низкая себестоимость продукта. А это свет, электричество, логистика, заработные платы. И когда ты это все суммируешь - туда же налогооблагаемые базы, административные - на выходе ты получаешь итого: один рубль. А вот там я получу за это 80 копеек. Экономлю 20%. Значит, я пойду туда. Значит, мы должны совокупность всех факторов сложить и сказать, что у нас будет 75 копеек. И он говорит: "Хорошо, я остаюсь у вас". И тогда инвесторы пойдут сюда.

- Сейчас во Владивостоке уже началась проблема оттока арендаторов? Торговые площади уже начали пустовать?

- Да. Съезжают с верхних этажей. Не хватает финансовой прочности у самих предпринимателей. Если он один, то да, а если компаньоны… есть много нюансов, которые влияют на это.

- В чем России не нужно делать импортозамещение?

- Нужно заменить то, что мы делаем хорошо. Будет дешевле, а качество отличаться не будет.  Это касается, в первую очередь, продуктов питания и одежды.

- Кто попробовал, например, финскую молочку, тому приморская кажется, мягко говоря, не очень.

- И я объясню, почему. Путин сказал, что у нас нет ни мясных пород, ни молочных. У нас была мясо-молочная порода. Я сам в деревне вырос. Вопрос в том, чем вы кормите корову? Технологии нет. Работают по старинке. В Финляндии есть технология, которая передается от отца сыну. А у нас доярка взяла и сегодня запила, а кто-нибудь пришел вместо нее и не тот корм насыпал корове. Это культура заботы о своем хозяйстве.

- Какие моменты в экономике вызывают тревогу?

- Я сейчас больше волнуюсь, чтоб бомбить не начали. Остальное переживем. Лишь бы не началась война.

- И напоследок про мороженое. Какое предпочитаете?

- Ну, мы с детьми покупаемразное. Любимого нет. Помните, было в бумажных стаканчиках с деревянной ложечкой фруктово-ягодное? У нас остался один вкус детства, а сейчас у наших детей – уже другой. Если им дать наше мороженое, которое было тогда, оно им не понравится, потому что они с пеленок едят мороженое на сухом молоке.

-Не обидно? Ведь раньше было по-другому.

- Нет. Все, что было раньше, - это боевой опыт. Когда тебе тяжело, надо на листе бумаги обозначить цели и задачи. А утром встал и пошел их решать. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

Предприниматели из Приморья: Главное в торговле – найти свою собственную нишу

188Власть 22Здоровье 195Культура и искусство 1ЛиТР 77МЕДИАСАММИТ 124Образование и наука 56Разное 34СМИ 95Спорт 27Стиль жизни 26Экология 309Экономика и бизнес