Спор, какой же город лучше: Владивосток или Хабаровск ведется уже не один десяток лет. Постоянное противостояние есть во всем: культуре, событиях, политике, а также в экономике. Деловое издание "Конкурент" попыталось раскрыть несколько параметров, которые отражают дух и атмосферу двух городов, а также собрало мнение предпринимателей по этому поводу. РИА PrimaMedia публикует текст без изменений.
На фоне основательного, спокойного Хабаровска Владивосток, как и подобает портовому городу, выглядит активным и современным. Здесь совсем другие ритмы, стиль жизни и другой бизнес-климат, со своей "портовой" спецификой. Подходит он не всем, но тот, кто к нему приспособился, врастает корнями в эту среду.
По итогам 2015 года Приморский край занял 48-ю строку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Рейтинг включает в себя показатели по четырем направлениям: "Регуляторная среда", "Институты для бизнеса", "Инфраструктура и ресурсы" и "Поддержка малого предпринимательства". Оценивало деловую среду бизнес-сообщество. Приморье не попало ни в первую группу лидеров, ни во вторую — регионов с комфортными условиями для бизнеса, однако на одну позицию опередило своего соседа по первому, третьему и четвертому пунктам.
При этом, согласно последнему рейтингу Forbes, Владивосток традиционно отстает от Хабаровска в плане доступности кредитных ресурсов, развитости инфраструктуры, здесь выше административные барьеры, налоговая нагрузка и меньше численность населения.
Собеседники "К" отметили также промышленное превосходство Хабаровского края. Если совокупный индекс промышленного производства Приморья за январь — июнь 2016 года по отношению к тому же периоду 2015 года составил 98,1%, то его сосед отметился цифрой в 104,7%.
Алексей Бурдюк, генеральный директор компании "Эколос — Дальний Восток": "После распада СССР промышленность Приморского края не смогла сохранить свой потенциал. Произошел полный развал судоремонтной отрасли, закрылись практически все крупные строительные предприятия, был потерян рыболовный и гражданский флот и так далее. Сохранившиеся, хотя бы в усеченном виде, предприятия можно пересчитать по пальцам, а вновь созданных производственных мощностей вообще единицы.
Экономика Приморья долгие годы держалась на импорте, еще не так давно примерно 150 тысяч населения Владивостока занимались импортом подержанных автомобилей, многие "работали" "помогайками" на доставке ширпотреба из Китая. Но сегодня и этот источник дохода исчез. В отличие от Приморья в Хабаровском крае значительная часть производств времен СССР, в том числе и крупных, без существенных потерь своего потенциала перешла в частные руки и продолжает функционировать по многим направлениям.
Это наглядно видно на примере нашей компании. Мы с нуля, за счет личных инвестиций, открыли завод по производству очистного оборудования в Уссурийске. Производственная площадь завода — 3 тысячи кв. метров, на нем трудится 100 человек плюс офисный персонал — 20 человек. Офисы расположены во Владивостоке и Хабаровске. При этом объемы продаж в Хабаровском регионе в три раза выше, чем в Приморье. Что касается кадровых вопросов, то из-за распада промышленного потенциала во Владивостоке крайне тяжело найти нормального сварщика или плотника, дефицит рабочих специальностей — очень большой. Если говорить об оплате труда, я точно знаю, что у хабаровчан она ниже, даже у офисного персонала — процентов на 15.
Сейчас, с появлением ТОР, свободного порта, картина может поменяться, но в производстве не бывает так, чтобы сегодня решили, а завтра сделали. Нужны реальные действия уже "вчера", а не заявления о том, что будет через 2–3 года. Производство может развиться не от громких слов, а при конкретной адресной кропотливой работе уже сегодня, в том числе со стороны властных структур региона. Думаю, жители Владивостока, привыкшие к легким деньгам, еще не перестроились на новые рельсы. Сегодня все дается тяжелее, и чтобы заработать денег, нужно действительно потрудиться".
Вместе с тем Владивосток лидирует по количеству и обороту малых предприятий.
Согласно данным Росстата, в Приморье зарегистрировано больше организаций, занятых в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве, строительстве, оптовой и розничной торговле. Малые предприниматели здесь производят почти в три раза больше колбасных изделий, чем в Хабаровском крае, больше кондитерской продукции. По производству молока Приморский край — на 63-м месте среди регионов РФ, тогда как Хабаровский — только на 73-м, по поголовью свиней во всех категориях хозяйств — на 50-й позиции (Хабаровск — на 57-й).
Компания JLL провела исследование, оценив российские города в плане потенциала роста рынка ретейла и присутствия на нем федеральных и зарубежных игроков. Владивосток в составленном ею рейтинге хотя и попал в число городов-аутсайдеров, но все-таки на несколько позиций обогнал Хабаровск. Исходя из статистики Росстата, динамика оборотов розничной торговли выше в Приморье. Проблемы у дальневосточных ретейлеров, вне зависимости от места дислокации, одни и те же — отсутствие качественных торговых площадей, неразвитость инфраструктуры. Низкую плотность населения и отдаленность от федерального центра можно отнести скорее к плюсам, так как эти факторы мешают "федеральным акулам" зайти на рынок и установить на нем свои законы.
Юрий Егоров, президент ГК "Невада": "Я бы не стал говорить о какой-то специфичности хабаровского или приморского рынка для ретейла: стратегия развития, ассортиментный ряд, кадровые вопросы — все примерно одно и то же. Компании заходят как из Владивостока в Хабаровск, так и наоборот. Наша общая дальневосточная специфика заключается в отдаленности и низкой плотности населения, которое продолжает убывать".
Бедное конкурентное поле — отличие многих дальневосточных рынков. Виталий Веркеенко, генеральный директор технохолдинга "Сумотори": "Я бы даже сказал, что мы работаем в неконкурентной среде. В плане покупательной способности по разным сегментам будут разные показатели, но исходя из собственных ощущений могу сказать, что она выше в Приморском крае. Это касается, например, строительной и грузовой техники, легковых автомобилей, которые мы реализуем, — здесь продажи значительно выше.
Безусловно, различаются и потребительские предпочтения. Из-за особенностей рельефа во Владивостоке больше востребованы комплектации с полными опциями — 4WD и SUV, в Хабаровске популярны автомобили более простой комплектации, седаны. Я сам предпочитаю Приморье, ведь гораздо проще преодолевать трудности в родном крае. Это наш дом, а кроме того, информационное поле и широкий круг друзей позволяют реализовывать проекты довольно быстро. Но я знаю, что Хабаровский край — тоже вполне подходящая площадка, где сильны механизмы государственной поддержки и достаточно благоприятная деловая среда. За это говорит тот факт, что некоторые наши партнеры ушли в Хабаровск. Однако если мы попробуем заглянуть в перспективу хотя бы на пять лет вперед, то поймем, что, как бы плохо и неуклюже ни работали федеральные и местные законы, принятые в последнее время, заложенные законодательные инициативы и потенциал рынка выше именно здесь".
Что касается административных барьеров и уровня коррупции, то среди собеседников "К" встречались прямо противоположные мнения. Кто-то отметил, что хабаровчане более коррумпированы, кто-то говорил о коррупции во Владивостоке и отмечал криминальное наследие 90-х, обычное для портового города, — "вся "поляна" поделена". Точки зрения сошлись в одном — краевая столица намного выше по уровню деловой активности.
Александр Титоренко, директор отдела продаж ООО "Техмедсервис": "Владивосток на порядок опережает Хабаровск в этом плане. Здесь гораздо проще договориться, легче решаются любые вопросы по бизнесу. Здесь нет такой агрессии, которая порою встречается у хабаровчан. Я бы не стал говорить о каких-то конкурентных преимуществах Хабаровска, напротив — закрепиться на его рынке стоит больших денег. Расходы там выше по многим статьям, например, доставка грузов из Москвы до Хабаровска обходится нам дороже, чем до Владивостока. Парадоксально, но это так".
Павел Галан, директор УК "Современные коммунальные системы": "В Хабаровске взять в аренду участок под ведение малого бизнеса порою стоит нереальных усилий. Во Владивостоке такие вопросы согласовываются достаточно легко, власти идут людям навстречу. По деловой активности, на мой взгляд, Владивосток раз в пять более продвинутый. Среди его жителей больше людей, которые работают на себя, молодежи, которая пробует себя в бизнесе. Здесь народ мыслит по-другому, живет в других ритмах, бизнес-циклы скоротечнее, любое начинание может завершиться очень быстро, сфера деятельности — кардинально поменяться. Здесь можно быстро понять, будет ли бизнес приносить прибыль. Торговые обороты со странами АТР у владивостокских компаний намного выше, в нем базируются центральные офисы крупнейших участников рынка, ведущих торговлю с Китаем. Мне лично Владивосток ближе по многим пунктам".
Кирилл Потапенко, генеральный директор ООО "РА ДВ регион": "Найти бизнес-идею во Владивостоке проще, чем в Хабаровске, в силу того, что это город-порт с более широкими бизнес-возможностями. А вообще мое мнение заключается в том, что на самом деле у нас много общего. Есть ощущение, что Владивосток более динамичный, но менее дисциплинированный. Мне кажется, что поиск различий между нами — это абсолютно непродуктивный подход, лучше фокусироваться на общих интересах и общих бизнес-возможностях. Владивостоку лучше бы избавиться от своего высокомерия, а хабаровчанам — от комплексов".
КОММЕНТАРИИ
Дмитрий Шеметов, предприниматель: "Нельзя ведь требовать от испанца, чтобы он обслуживал как японец. Так и в силу разницы темперамента и темпа жизни Хабаровска и Владивостока нельзя однозначно сказать, где лучше обслуживают и вкуснее кормят. У нас разная энергетика, и, возможно, в Хабаровске больше народности, российской основательности, чем во Владивостоке, — абсолютно разные города. Также давайте вспомним, с чего начинались ночные клубы: первый продвинутый ночной клуб открылся именно в Хабаровске, и только потом появился проект во Владивостоке".
Каталина Школа, региональный директор Kafema: "Очень разная специфика у городов, например, во Владивостоке больше развиты заведения для "хлеба", так сказать, а в Хабаровске больше внимания обращают на "зрелища". Для хабаровчанина поход в ресторан важен как времяпрепровождение, а люди во Владивостоке больше желают сходить в заведения не ради концертов и интерьера, а ради самой еды. Отсюда и различия в обслуживании, ведь гости хотят разных вещей. Во Владивостоке можно отлично поесть, но по цене выше средней, а в Хабаровске можно поесть нормально и по низким ценам, либо дорого-богато, но не настолько вкусно. Уровень кухни во Владивостоке безусловно выше — благодаря порту, открытому морю и иностранцам, готовности потребителя к чему-то новому!"
МНЕНИЕ
"Неважно, где ты находишься, важно, как ты себя чувствуешь в этом месте", — считает владелец стоматологической клиники доктор Игорь Елистратов:
— Человек так устроен, что видит то, что хочет видеть, на самом же деле каждый город хорош по-своему. Я в Хабаровске жил, преподавал в институте, потом переехал во Владивосток для открытия стоматологического факультета. Сравнивать Владивосток и Хабаровск — не совсем правильно. Это все равно что сравнивать две разные картины, на которых нарисованы разные люди.
Хабаровск размеренный, как река Амур, но неразворотливый и медлительный, это отражается и в развитии города, и характере людей. Там нет такого темпа жизни, как в Приморье, он гораздо менее суетной, чем Владивосток, но нельзя сказать, что хуже, потому что есть свои сильные и слабые стороны. Владивосток "позаграничней", ведь город портовый, и моряки с собой привозили целый мир, это и повлияло на хватку и скорость принятия решений этих людей. На это повлияло и смешение кровей и темпераментов, которое произошло вследствие посещения города многочисленными туристами.
Хабаровск, на мой взгляд, — город для людей взрослых и очень взрослых, во Владивостоке же комфортнее молодым и просто взрослым.
По хабаровским многокилометровым паркам можно гулять бесконечно, это очень зеленый и красивый город. В нем есть множество культурных мест, которые можно посетить в выходные и в будни людям любого возраста. Во Владивостоке гулять попросту негде, особенно пенсионерам и взрослым людям.
Во времена кризиса 1998 года многие бизнесмены Владивостока переезжали в Хабаровский край. Владивостокцы чувствовали ветер перемен и его направление и переезжали со своим бизнесом туда, что было верным решением. В последнее время я не замечаю потока переезда из одного в города в другой, но восвояси из Хабаровска точно меньше уезжает людей, чем из Владивостока. И еще обратил внимание, что на дорогах в Хабаровске водители стали вести себя по-другому, более агрессивно. Я уверен, что какой человек в жизни — такой он и за рулем, отражаются некоторые качества характера в манере вождения, так что я думаю, что Хабаровск становится более продвинутым, время берет свое, и хабаровчане в некотором смысле разгоняются. Если во Владивостоке за время отсутствия светофоров водители привыкли пропускать друг друга с некоторой боязнью и уважением, то в Хабаровске, несмотря на огромное количество светофоров, движение абсолютно беспорядочно. Владивосток — автомобильный город, и для автомобилистов в нем сделано больше, чем для людей.
Главная достопримечательность Владивостока — это море, мосты, театр, Дальневосточный федеральный университет, океанариум. А у Хабаровска есть сам Хабаровск, с его климатом и характером.
Хабаровчане очень щепетильно относятся к культуре города, и в хабаровских постройках можно увидеть больше архитектурной грамотности, нежели во Владивостоке. Также есть разница в развитии общепита. Во Владивостоке общепит положительно лучше, чем в Хабаровске. Для меня очень странно, что в Хабаровске мало мест, куда можно зайти и вкусно проесть. Во Владивостоке я с такой проблемой не сталкивался. И это, возможно, тоже потому, что наш город — портовый, привозилось очень много различных деликатесов.
В обоих этих городах мне хорошо, потому что очень важно самому обеспечивать комфорт для себя и окружающих, что я и делаю. Поэтому мне нравятся все города, в которых я был, несмотря на их различия. Самое важное — восприятие и самоощущение, которое мы создаем себе сами.
Мы — о них: 11 причин, почему Владивосток лучше Хабаровска
Блогер Варламов поставил точку: Хабаровск однозначно лучше Владивостока
Они о нас: 11 причин, почему Хабаровск лучше Владивостока