Хакасия и Бурятия получат в 2022 году квоты на экспорт угля через Восточный полигон в объёме 9 млн и 9,1 млн тонн соответственно, причем предполагается, что Хакасия будет вывозить и 400 тысяч тонн тувинского угля (сам регион не имеет железнодорожных выходов). Однако то, что весь прирост пропускной способности Восточного полигона будет поделен между угольщиками только четырех регионов (с учетом Кузбасса, чья квота прирастет на 5 млн тонн), вызывает озабоченность у властей. Поэтому квоты для ДФО могут пересмотреть в том случае, если темпы расширения БАМа и Транссиба окажутся ниже ожиданий, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант".
Сейчас гарантированный объем вывоза на экспорт на восток действует для Кузбасса, что фактически резервирует за регионом значительную часть пропускной способности востребованного Восточного полигона. В 2021 году за Кузбассом была закреплена квота в объеме 53 млн тонн, в 2022 году по поручениям президента РФ она увеличится до 58 млн тонн (. Однако уже давно обсуждается переход на такую модель и регионов ДФО, которые в 2021 году еще и вывезли на восток заметно меньше, чем годом ранее.
По оперативным данным, в 2021 году перевозки угля на Восточном полигоне в целом выросли к 2020 году на 0,3 млн тонн, до 101,2 млн тонн. Бурятия в 2021 году вывезла на восток 5,9 млн тонн угля, Хакасия — 5 млн тонн, отмечают в ОАО РЖД. Это на 40% и на 57% меньше, чем в 2020 году.
В настоящее время на Дальнем Востоке работает более 20 угольных терминалов, из них специализированными считаются АО "Восточный Порт", АО "Торговый порт Посьет", "Порт Вера" (все — Приморский край), АО "Дальтрансуголь" и АО "ВаниноТрансУголь" (оба — Ванино, Хабаровский край).
Первый вице-премьер Андрей Белоусов 9 декабря в письме на имя президента предложил ввести в 2022 году квоту в объеме 9,1 млн тонн для Бурятии, 9 млн тонн для Хакасии, а также 0,4 млн тонн для Тувы в рамках хакасской квоты. В свою очередь, в письме президенту от 24 декабря его помощник Игорь Левитин отмечает, что с учетом решения об увеличении отгрузки угля на экспорт из Кузбасса на восток на 5 млн тонн при выделении квоты трем новым регионам окажется, что весь прирост пропускной способности Восточного полигона в 2022 году (14 млн тонн, до 158 млн тонн) будет отдан указанным четырем субъектам, а доля экспортных угольных грузов на Восточном полигоне возрастет до 75%. В этой связи господин Левитин предлагает с предложением правительства согласиться, но увязать гарантированный вывоз угля из трех регионов со сроками расширения Восточного полигона и при необходимости скорректировать объемы на правкомиссии по транспорту. Президент 26 декабря поставил на письмо господина Левитина резолюцию "согласен".
Его предшественник Николай Маклыгин ушел на пенсию
В РЖД отмечают, что дополнительную загрузку восточных участков БАМа в прошлом году обеспечила активизация новых угольных предприятий, работающих в основном в Якутии.
Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО "РЖД") в январе-ноябре 2021 года увеличила погрузку угля в 1,6 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2020 года, до 27,9 млн тонн. В том числе погрузка углей с Эльгинского месторождения в Якутии увеличилась в 2,9 раза в январе-октябре, достигнув 13,3 млн тонн. Погрузка угля с Ургальского месторождении в Хабаровском крае составила 6,2 млн тонн (+25,9% к январю-ноябрю 2020 года).