Первая рабочая неделя 2023 года ознаменовалась беспрецедентным для Приморья решением московского суда, изъявшего в доход государства крупный пакет акций "Дальневосточного морского пароходства" (ДВМП, базовая компания группы FESCO), владельцами которого являлись основатель группы "Сумма" Зиявудин Магомедов и связанные с ним бизнесмены. Но говорить о скорой смене собственников знаковых для региона активов преждевременно. Открытие границ Китаем не привело к возобновлению регулярного авиасообщения с этой страной из Владивостока, "сливки" пока снимает аэропорт Хабаровска. Пока владельцы "Соллерса" думают о перезапуске автозавода после побега японского автоконцерна Mazda, на улицах Владивостока появились электроавтомобили Evolute, собранные из китайских машинокомплектов в Липецке.
Государство сохранит FESCO в любом случае
Хамовнический суд Москвы на этой неделе принял решение обратить в доход государства акции ПАО "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) по иску Генеральной прокуратуры РФ к основателю группы "Сумма" Зиявудину Магомедову и его брату Магомеду Магомедову. Ответчиками по иску выступали Магомедовы и их компании, а также другие акционеры, в том числе купившие бумаги после ареста братьев.
В сумме, согласно решению суда, конфискации подлежит более 92% обыкновенных бездокументарных именных акций пароходства. Две компании-ответчика, кипрские офшоры Smartilicious Consulting Limited и Enviartia Consulting Limited, представляют собой прямых акционеров ДВМП, владеющих по 24,99% акций.
"ПАО "ДВМП" (головная компания FESCO) не является ответчиком по данному иску, однако, будучи третьим лицом, намерено обжаловать решение Хамовнического районного суда города Москвы. При этом группа не комментирует вопросы, связанные с акционерами и акционерным капиталом. В настоящее время юристы FESCO изучают последствия принятого судом решения для международной деятельности группы", — пояснили в FESCO.
После обращения в доход государства акции окажутся в распоряжении Росимущества (как, например, сейчас в случае с АО "Махачкалинский морской торговый порт"), которое затем может реализовать их с аукциона.
FESCO — крупный российский портовый оператор с железнодорожным и логистическим бизнесом в составе. В управлении находится парк контейнеров более 130 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Флот состоит из 23 судов, преимущественно эксплуатируемых на собственных морских линиях. ДВМП контролирует "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП).
По версии прокуратуры, изъятые акции ДВМП приобретались на доходы, полученные, в частности, в период, когда Магомед Магомедов был членом Совета Федерации. Впоследствии, утверждал надзор, свое присутствие в группе через эти акции и влияние на операционную деятельность компании братья Магомедовы скрыли с помощью подконтрольных лиц. Ответчики иск не признали и просили суд отклонить его.
"Особая судьба", похоже, уготована активам выходцев из "девяностых"
Напомним, что Мещанский суд Москвы 1 декабря 2022 года приговорил Зиявудина Магомедова к 19 годам колонии строгого режима за создание преступного сообщества и многомиллиардные хищения бюджетных средств. Магомеду Магомедову суд назначил 18 лет колонии строгого режима.
Решение суда о конфискации акций ДВМП стало достаточно неожиданным в части 60% акций, так как было понятно, что пакет акций Зиявудина Магомедова (32,5%) будет национализирован.
"Однако оно не повлияет на операционную деятельность компании, государство не заинтересовано в резких изменениях менеджмента в текущих непростых рыночных условиях и с учетом высокой эффективности и рентабельности компании", — прокомментировал "Интерфаксу" (16+) гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
После завершения цикла судебных обжалований решения вплоть до Верховного суда можно предположить появление у компании нового устраивающего государство акционера.
"Но стоимость бизнеса достаточно высока, и ожидать решения по продаже в этом году не стоит, так как потенциальные покупатели пакета не заинтересованы получить актив с такими серьезными судебными рисками. В текущий момент стоимость пакета (92% акций) составляет не менее 360 млрд рублей, поэтому единым лотом продать это будет крайне сложно", — полагает эксперт.
Отметим, что Арбитражный суд Москвы 25 октября зарегистрировал иск ПАО "ДВМП" к Зиявудину Магомедову и ряду компаний на 80,1 млрд рублей и $13,8 млн. В качестве ответчиков в иске, кроме Магомедова и кипрских компаний, указаны Felix LP (Каймановы острова) и SGS Universal Investment Holdings Ltd (Британские Виргинские острова). Предварительное заседание по иску на данный момент назначено на 27 января.
"Решение о подаче иска было принято по завершении двухлетнего финансового аудита компании, который проводился согласно поручению совета директоров, которое было дано в сентябре 2020 года. По результатам проведенного анализа был выявлен ряд задолженностей, сформированных в интересах группы компаний и владеющих ими бенефициаров, — рассказали в FESCO. — Ранее одними акционерами оформлялись займы у компании для погашения своего долга по приобретению бумаг ПАО "ДВМП". Поскольку сейчас эти долговые обязательства не обслуживаются, менеджмент, принимая во внимание интересы всех акционеров, принял решение взыскать средства через суд".
Приглашение на посадку с китайским акцентом
Аэропорт Хабаровска на данный момент единственными "воздушными воротами" в Китай для дальневосточников, правда, улететь сегодня можно только в приграничный Харбин, и никак не туристам.
С 10 января китайская авиакомпания Hainan Airlines выполняет рейсы по вторникам на воздушном судне Boeing 737-800. В феврале регулярные полёты по понедельникам начнёт выполнять российская авиакомпания "Аврора", до этого выполнявшая только вывозные рейсы в Харбин. Полёты будут выполняться на Airbus A319 с компоновкой салона 128 кресел: восемь бизнес-класса, 120 эконом-класса.
Китай с 8 января отменил ограничения на въезд в страну, введенные в разгар пандемии. Новые правила касаются как прибытия в международные аэропорты КНР, так и прохождения границ в сухопутных и морских пунктах пропуска.
Перелетами в КНР пока могут воспользоваться россияне, отправляющиеся в страну с деловыми и образовательными целями при наличии актуальных отрицательных результатов ПЦР-теста на коронавирусную инфекцию.
Однако запуск полётной программы пока не означает восстановления туристического потока между Россией и Китаем. Сейчас в Генконсульство КНР в Хабаровске можно подать документы на получение экипажной, гостевой, рабочей, деловой, семейной и долгосрочной учебных виз. Ожидать возобновления регулярного пассажиропотока между нашими странами возможно никак не раньше лета.
"Боинг" авиакомпании Hainan Airlines в аэропорту Хабаровска. Фото: сайт "Хабаровского аэропорта"
По данным ИА PrimaMedia, из аэропорта Владивосток в ближайшей перспективе возможно только выполнение разовых вывозных рейсов (но не в Пекин). О запуске регулярных маршрутов пока речи не идёт.
"Однако после смягчения ограничений Китаем и в случае если у соседей на этом фоне всё будет нормально в ближайшей перспективе, всё может решиться очень быстро", — сказал источник ИА PrimaMedia в авиаотрасли.
Кроме того, власти Приморья заинтересованы в перезапуске прямого авиасообщения с городами Республики Корея и Японии. Но для корейских и японских авиакомпаний в настоящее время действует эмбарго от властей. Возможно, Страна утренней свежести решится на приём самолётов авиакомпании "Аврора", но это точно не первая половина этого года.
На данный момент из аэропорта Владивостока выполняются прямые рейсы в Таиланд (авиакомпания "Аэрофлот"), Лаос (авиакомпания "Уральские авиалинии") и столицу Монголии Улан-Батор (монгольская авиакомпания Hunnu Air). Авиакомпания Myanmar Airways International (MAI) планирует запустить прямые пассажирские рейсы между Янгоном (ранее Рангун, крупнейший город Мьянмы) и Владивостоком в 2023 году.
Китайское электронашествие
Дальневосточный сервис электрокаршеринга Green Crab, совладельцами которого являются ПАО "РусГидро" и бывший совладелец группы "Соллерс" Вадим Швецов, переходит на собираемые предприятием "Моторинвест" электроавтомобили Evolute, под шильдиками которых скрывается продукция… китайского автопроизводителя Dongfeng.
В декабре прошлого года дилерская группа "Авилон" передала Green Crab 95 собранных в Липецке автомобилей Evolute (67 седанов Evolute i-Pro и 28 кроссоверов Evolute i-Joy). Сделка осуществлялась по программе государственного субсидирования, в рамках которого было произведено возмещение части затрат в размере 925 тысяч рублей на одно транспортное средство. На официальном сайте "Evolute" рекомендованная розничная цена i-JOY составляет 3 млн 490 тысяч рублей. С учётом господдержки разница существенная.
Седан Evolute i-Pro на улицах Владивостока. Фото: Олег Клименко, ИА PrimaMedia
Серийный выпуск электрокаров Evolute стартовал в конце сентября 2022 года. Речь идёт пока только о крупноузловой сборке, как было в случае с заводом "Соллерс", собиравшем во Владивостоке "Мазды". В дальнейших планах компании — выпуск минивэна i-Van, кросс-купе i-Jet и ещё одной пока не названной модели кроссовера.
Сервис Green Crab стал первым и самым крупным корпоративным клиентом, получившим новые электромобили российской сборки. При этом у Evolute пока исключительно переднеприводные версии (привет спускам и подъемам Владивостока), а вот у китайских аналогов появился и полный привод. Из недостатков седана i-Pro — не очень вместительный багажник, который к тому же открывается только изнутри салона.
Проект Green Crab заработал в июне 2022 года. В его парке была небольшая партия машин китайского JAC модели iEV7S. Проект был зарегистрирован в 2021 году как паритетное совместное предприятие ПАО "РусГидро" и ООО "Соллерс Груп" бизнесмена Вадима Швецова, который тогда являлся основным акционером автомобилестроительного ПАО "Соллерс". Летом этого года Швецов продал контрольный пакет в "Соллерсе" топ-менеджерам группы.
"Дальнегорский ГОК" получил возможность фрахтовать иностранные суда
Зона дополнительных режимных ограничений (ЗДРО, составная часть пункта пропуска через госграницу) введена в порту Рудная Пристань (главный транспортный узел, через который крупнейшие производственные предприятия Дальнегорска экспортируют свою продукцию в страны АТР). Ввод пограничного объекта позволил "Дальнегорскому горно-обогатительному комбинату" (единственный в РФ производитель борной продукции из собственного минерального сырья) начать транспортировку борной кислоты из порта на судах под иностранным флагом.
Объекты Дальнегорского ГОКа. Фото: пресс-служба Дальнегорского ГОка
ЗДРО была введена в эксплуатацию в конце 2022 года по итогам подписания соответствующего соглашения между ООО "Дальнегорский ГОК" и Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю.
Требования по обустройству объекта был предоставлены Погрануправлением ФСБ по Приморью, на их основании компанией были построены проходная и посты для лицензированной охраны и пограничников, периметр порта обнесен ограждением, установлено видеонаблюдение.
Создание на базе нашего предприятия такого режимного объекта расширяет для нас возможности фрахтования судов. Если раньше мы испытывали трудности с фрахтом судов с осадкой до четырех метров, то сейчас имеем возможность обратить свой взгляд на мировой рынок морских перевозок и выбрать нужное судно",
— пояснил руководитель отдела логистики ООО "Дальнегорский ГОК" Владимир Кантур.
29 декабря порт Рудная Пристань впервые покинуло иностранное судно, транспортирующее борную кислоту покупателям за рубеж.
На Дальнегорском боросиликатном месторождении сосредоточенно около 3% мировых запасов бора. ГОК имеет полный технологический цикл от добычи руды и ее обогащения до синтеза боропродуктов, таких как борная кислота, борат кальция, борный ангидрид, датолитовый концентрат.
Ранее почти 90% продукции Дальнегорский ГОК поставлял на экспорт, основной объем направлялся в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. С начала 2022 года комбинат отмечал значительное увеличение запросов на поставки борной кислоты на внутренний рынок на фоне снижения ее импорта.
"АвтоВАЗ" борется с китайским автопромом и подержанными иномарками
Акционеров не ждут на собраниях в очном порядке
Закон об особом регулировании корпоративных отношений в 2023 году вступил в силу. В наступившем году АО и ООО по-прежнему могут проводить годовые собрания акционеров и участников в заочном формате. По общему правилу такие собрания должны проходить только очно, но в 2020 году из-за пандемии коронавирусной инфекции было решено временно отказаться от этого требования, а затем это решение ежегодно продлевалось.
Особые временные корпоративные правила были введены летом 2022 года на фоне западных санкций в отношении России из-за специальной военной операции на Украине. Изначально их действие распространялось на период до конца 2022 года, но в декабре был принят 519-ФЗ, который продлил большинство мер.
Еще год советы директоров компаний, даже не подпавших под санкции, имеют право функционировать в усеченном составе, если в них осталось не менее трех человек. Полномочия советов сохраняются до момента переизбрания, включая те случаи, когда из них вышло более половины директоров. Кроме того, в 2023 году АО смогут избрать совет директоров сразу на три года.