Мы видим их каждый день по пути на работу, домой или прогулку, но что мы знаем о них — водителях автобусов? Часто пассажиры жалуются на общественный транспорт: пропуск остановок, долгое ожидание, переполненность. А что думают с обратной стороны? И зачем в автобусах сейчас внедряют комплекс видеофиксации "ПаркРайт-МР"?
Корреспондент ИА PrimaMedia решила разобраться в этих вопросах и встретилась с сотрудником ВПОПАТ-1, водителем маршрута 98ц Николаем Кулеш.

Николай Кулеш. Фото: ИА PrimaMedia
— Николай, здравствуйте! Расскажите, как решили стать водителем.
— Я перепробовал много специальностей в жизни, но мне всегда нравилось управлять автомобилем. В 2016 году решил попробовать себя водителем автобуса. Как раз шел набор, так как очень не хватало кадров. Обучали вождению бесплатно, и я подумал, почему бы не освоить что-то новое. Работа мне нравится — ездить по маршрутам, общаться с людьми, любоваться городом и узнавать новые места. До этого я отучился в ВВГУ по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Тогда уже начинал привыкать к автомобилям. В детстве мы с отцом тоже сами ремонтировали машины, так что у меня была связь с транспортом. Но по специальности, честно говоря, работать не стал — не мое это оказалось. Мне не нравится сидеть на месте, люблю движение и всегда открыт для общения.
— Поделитесь своим первым опытом трудоустройства. Было ли это связано с той специальностью, на которую учились?
— В 2009 году я вернулся с армии и пошел работать электромонтером на Артемовскую ГРЭС им. С. М. Кирова (сейчас Артемовская ТЭЦ). Работа, конечно, была новая для меня. Мы прокладывали линии связи по всей электростанции — в цехах и даже в угольных шахтах! Обслуживали телефонные аппараты, которыми пользовались шахтеры. Зарплата была небольшая — около 20-ти тысяч рублей. Проработал там два года, а позже меня пригласили работать в полицию, где я прослужил около трех лет, защищая закон и порядок. В 2014 году стал сборщиком автомобилей на заводе "Соллерс-Буссан". Через время меня повысили, и я осуществлял контроль качества сборки автомобиля. И вот, в 2016 году мне предложили бесплатное обучение по вождению на категорию D, меня это заинтересовало, так я и стал водителем во ВПОПАТ-1.
— Какой у вас опыт работы водителем и с какими трудностями сталкивались за это время?
— Работаю водителем автобуса уже около девяти лет. Работа, конечно, трудная и сложная: многие часы проводишь за рулем, и пробки сильно выматывают. Зная наш город и его инфраструктуру, можно сказать, что мы часто стоим в пробках. Но это проблема не только водителей автобусов, а также всех водителей нашего города. Одной из трудностей считаю также ранний подъем и физические нагрузки, связанные с управлением автобуса.
— У нас ведь даже полосы специальные есть для общественного транспорта. Работают ли они?
— Автобусные полосы может и работают, но не в полной мере. К сожалению, существует много нарушителей, которые игнорируют их появление в нашем городе.
Если честно, что-то изменить в этом городе, особенно в центре, довольно сложно. Расширить проезжую часть не получится, как ни старайся.
Вдобавок, ужасно ухудшили ситуацию, установив новый светофор после Дома Офицеров, который регулирует спуск на площадь Борцов Революции. Теперь даже после 21 часов на этом участке дороги создаются пробки.
Хочу отметить, что с мая на одном из автобусов предприятия тестируется комплекс видеофиксации "ПаркРайт-МР", который в автоматическом режиме фиксирует нарушения ПДД, связанные с остановкой-стоянкой, а также движением по полосе для маршрутных транспортных средств. В ближайшее время нарушители будут получать "письма счастья", что значительно снизит количество нарушений.
— У вас есть любимый маршрут?
— Конечно, есть. Это маршрут, на котором я работаю. На предприятии для водителей есть такая возможность — выбрать маршрут, который будет для них более удобен. Мой — 98ц, который проходит через большую часть города. Раньше я работал на 15-ом автобусе около полутора лет, этот маршрут мне тоже нравится.
— Сейчас наблюдается серьезная нехватка водителей автобусов во Владивостоке. Как думаете, почему так?
— Скорее всего это связано с пониманием, что на самом деле работа довольно тяжелая и ответственная, и не так хорошо оплачиваемая, как многим хотелось бы. Например, моя средняя зарплата — 100 тысяч рублей. Не скажу, что она маленькая, но с учетом инфляции и нынешних цен люди ищут себе более оплачиваемую работу, от этого и нехватка кадров.
— Многие пассажиры жалуются на опоздание автобусов, пропуск остановок и негативное отношение со стороны водителей. Что думаете об этом?
— Да, проблема опоздания автобусов существует, но это вина не водителей, если в городе пробки. Насчет пропуска остановок, то помимо ВПОПАТ-1 есть и другие перевозчики, но хочу отметить, что водители муниципального транспорта не позволяют себе проехать мимо остановки.
Мы — лицо города. Наша задача — качественно выполнять свою работу, и мы это делаем.
— Многие студенты ДВФУ жалуются на нехватку автобусов. Можно ли с этим что-то сделать?
— Наше предприятие осуществляет перевозку пассажиров по Русскому острову по восьми маршрутам, на которые ежедневно выходит порядка 35-ти автобусов. Я считаю, что транспортная проблема для студентов может быть решена увеличением количества ведомственных автобусов, перевозящих студентов бесплатно, которых в настоящее время всего четыре.
— Как вы взаимодействуете с пассажирами? Есть ли какие-то интересные или запоминающиеся истории?
— Попадаются интересные пассажиры, но сейчас новые автобусы с закрытыми кабинами, поэтому особо не пообщаешься. Разве что, когда открываешь дверь, пассажир может подойти и задать вопрос. Раньше было проще: люди подходили, спрашивали о городе, и получалась интересная беседа. Большинство интересных случаев связаны с оставлением вещей, особенно дорогостоящих. Очень часто нахожу забытые наушники, телефоны, ноутбуки и другие ценные вещи. В таких ситуациях "потеряшка" звонит диспетчеру и сообщает о потере. Существующая на предприятии система позволяет возвращать таким пассажирам оставленные вещи и документы.
Нередки ситуации оказания первой помощи пассажирам. В моей практике был случай, когда я работал на 15-ом маршруте. Девушке стало плохо, упала в обморок, я тут же остановил автобус, вызвал скорую и выпустил всех пассажиров. Медики приехали быстро, оказали ей помощь и уехали. После инцидента я довез ее до фуникулера, и, чтобы поднять ей настроение, угостил фруктами, чему она была очень рада.
— Как можно улучшить взаимодействие между водителями и пассажирами, чтобы снизить уровень недовольства?
— В первую очередь — это взаимоуважение водителя к пассажирам и обратно. Излишняя агрессия и недовольство, в любом случае, никогда не поможет решить конфликтную ситуацию. Только уважая чужие чувства и работу можно найти точки соприкосновения.
— Есть ли постоянные пассажиры, которых вы знаете?
— Да, есть. Многие знают меня, и многих знаю я. Раньше я работал на 22-ом маршруте и знал практически каждого пассажира, а они меня, это островной маршрут, который ездил по поселкам: Канал, Поспелов и Парис. Вот там люди общительные и доброжелательные, всегда были рады поговорить, поделиться какой-то историей, а бабулечки всегда чем-то угощали.
— Есть ли у вас определенный алгоритм действий на случай, если кто-то из пассажиров начинает "буянить"?
— У нас есть тревожная кнопка. Нажал — и все, полиция приедет оперативно. Все очень просто.
— Часто пользовались такой кнопкой?
— Честно говоря, у меня никогда не было таких ситуаций.

Тревожная кнопка. Фото: ИА PrimaMedia
— А кто чаще всего скандалит в автобусах?
— Как ни странно, это категория взрослых людей, которые чаще провоцируют конфликтные ситуации, когда опаздывают. А молодежь у нас четкая!
— Как часто проводятся проверки состояния автобусов, и как вы относитесь к этому процессу?
— Проверка технического состояния автобусов проводится ежедневно: перед выпуском автобуса на линию и по возвращению в парк. Для технического обслуживания на предприятии организована собственная ремонтная зона, работающая в двухсменном режиме. Ремонт автобусов проводят обученные специалисты, водитель не принимает в этом участия. Также на предприятии есть собственная механизированная мойка, которая работает ежедневно по возвращению автобусов в парк. Этим также занимается не сам водитель, а специальное подразделение.
Также в начале этого года в рамках лизингового контракта наш автопарк пополнили 30 автобусов большого и среднего классов производства белорусского завода МАЗ. И они уже зарекомендовали себя!
— Как вы считаете, пригодилось ли образование в вашей работе и как эту систему можно улучшить, на ваш взгляд?
— Высшее образование, может, мне не совсем помогает работать водителем, но оно помогает по жизни. В наше время юридическая грамотность нужна, в принципе, каждому человеку. Что касается улучшения системы образования, то думаю, что было бы лучше, если бы перед получением высшего образования человек сначала получит среднее профессиональное и поработает в профессии. Потому что, став в последствии руководителем, именно такой специалист сможет эффективно управлять предприятием и подчиненными.
— Существует легенда, что работодатели ждут молодого специалиста с 20-летнем опытом работы, сталкивались ли вы с таким?
— Если честно, я с таким не сталкивался. Знаю, что многие предприятия ждут сотрудника с дипломом и со стажем, но грамотный работодатель должен понимать, что нельзя получить 20-ти летнего дипломированного молодого специалиста с хорошим стажем за спиной. Например, когда я искал работу в 18-19 лет, то мне сразу отказали из-за отсутствия опыта. В нашем автопарке есть преимущество: обучают вождению автобусов категории D бесплатно, независимо от пола. Даже женщины работают водителями.
Мне нравится моя работа: хороший график, приличные отпуска, теплые отношения в коллективе, и сам процесс вождения автобуса приятен.
— Какой совет можете дать людям, которые хотят работать водителем?
— Если человек чего-то хочет, то ему стоит попробовать. Работа интересная и динамичная: ты всегда в движении. Да, она сложная и требует усилий, к этому нужно привыкнуть. Но, в целом, люди быстро адаптируются. Я тоже поначалу испытывал трудности, особенно когда нужно было долго находиться за рулем. Со временем втянулся, и теперь это дается легко.


