Активность органов государственной власти по внедрению проектного управления с каждым годом растет. Это видно и по итогам конкурса "Проектный Олимп", финал которого прошел в Москве в ноябре 2016 года и где Центральный проектный офис Приморского края признан лучшим в России по организации работы в этом направлении по итогам года. По словам директора департамента проектного управления Приморского края Кристины Шуваловой, в условиях турбулентности экономики роль проектного управления в государственном секторе только возрастает. И это не дань моде, а потребность в усилении эффективности и прозрачности работы органов госвласти. О том, как проходит внедрение проектного менеджмента в работу исполнительной власти региона — в интервью РИА PrimaMedia.
Директор диепартамента проектного управления Прморского края Кристина Шувалова. Фото: ИА PrimaMedia
Проект – как много в этом слове…
— Кристина Петровна, зачем вообще внедрять в государственное управление проектные механизмы?
— В госсекторе сейчас реализовываются амбициозные стратегические задачи в условиях ограниченности ресурсов — времени, финансов, кадров — направленные на получение уникального результата. В классическом подходе – организация выполнения таких задач и есть проектная деятельность. Как это выглядит в обычной жизни? Возьмем, к примеру, кухню ресторана. Шеф-повару поступил заказ организовать банкет на 20 человек (это цель проекта!) в японском стиле за три дня и с фиксированным бюджетом (это ограничения или рамки проекта). Что ему для этого нужно? В первую очередь — команда! Он же не сам будет все готовить. Шеф-повар в данном случае становится руководителем проекта. Его задача рассчитать, организовать закупку нужных продуктов, поставить задачи и распределить функционал членам команды — поварам и контролировать качество блюд на выходе. Заметьте, каждый повар знает, за что отвечает и как готовить блюда. Кто-то работает на овощах, кто-то на мясе, кто-то занимается соусами. Так и у нас — сложные задачи решаются в проектном формате путем определения цели, задач и границ проекта, вовлечения в этот процесс заинтересованных участников. Это могут быть различные федеральные ведомства, организации, госкорпорации, региональные органы власти, ключевые инвесторы. И с ними важно наладить эффективное кросс — функциональное взаимодействие, запланировать все необходимые мероприятия для достижения цели проекта.
— Это как с постройкой дома…
— Строительный проект – это вообще классический пример. Возникает необходимость управлять всем процессом и в то же время держать все на контроле, чтобы не упустить детали. Губернатор поставил задачу, что необходимо внедрять проектные подходы на примере пилотных проектов, которые определили в 2015 году. На выработку методологии у нас был год. В итоге получилась разведка боем. Мы заимствовали практики ведущих регионов в проектном менеджменте, но не под копирку, конечно. Создали свою модель проектного управления и отрабатывали ее на пилотах, среди которых – проекты ТОР.
— Расскажите подробнее о пилотном проекте ТОР "Михайловский"…
— Этот проект занял во всероссийском конкурсе профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе "Проектный Олимп 2016" третье место в номинации "Организация управления комплексным проектом". Немного уступили "Керченскому мосту". Также мы заняли первое место в номинации "Организация деятельности проектных офисов органов исполнительной власти". То есть наш проектный офис в деятельности проектного управления признали лучшим по итогам года среди 120 участников из всех регионов России.
Награды, завоеванные на конкурсе "Проектный Олимп". Фото: ИА PrimaMedia
ТОР "Михайловский", как и другие проекты ТОР, обладает всеми признаками проекта. Ключевое ограничение при реализации – время. К четвертому кварталу 2017 года Приморский край должен создать транспортную и коммунальную инфраструктуру. А наши коллеги в корпорации развития ДВ отвечают за газ и энергетику. В этом глобальном проекте участвуют органы власти (департаменты дорожного хозяйства, ЖКХ, градостроительства, энергетики), краевые организации (КГУП "Приморский Водоканал"). Но ключевые участники – это якорные инвесторы. Ведь именно для их проектов создается инфраструктура. И здесь очень важно обозначить все цели, структурировать все задачи, предусмотреть все мероприятия и отслеживать их реализацию по контрольным точкам.
В проекте ТОР "Михайловский" у нас 51 контрольная точка, для их достижения сформирован детальный план-график из 148 мероприятий. Что такое план-график? Это мероприятия с фиксированными датами начала и завершения каждого из них, с конкретной фамилией исполнителя. Процесс реализации проекта становится прозрачным, полностью персонифицированна ответственность.
— То есть этот подход позволяет распределить ответственность за выполнение той или иной задачи между участниками команды?
— Безусловно! Самая главная задача в проектной истории – эффективное, грамотное и детальное планирование, а также закрепление ответственных. Это очень сложный процесс, учитывая, уровень подготовки специалистов к работе в новом формате.
Чиновники привыкли работать так: есть поручение, мы его делаем, что говорится с тыла в бой — с чем есть, с тем и побежали. А здесь задача – спрогнозировать свои действия и рассчитать время так, чтобы контрольная точка была достигнута точно в срок. Чтобы все сработало.
Например, возьмем проведение торгов на право заключения контрактов. Казалось бы – что тут планировать? Но не все так просто! Для того, чтобы заключить госконтракт, необходимо реализовать как минимум семь мероприятий — разработать техническое задание, запросить начальную максимальную цену контракта, подготовить конкурсную документацию, согласовать ее, потом объявить тендер, провести его, заключить контракт и начать исполнять его. И команда проекта формируется так, чтобы в нее входили все необходимые специалисты в соответствии с задачами проекта.
Командная работа в департаменте проектного управления Приморья. Фото: ИА PrimaMedia
— Насколько важно спрогнозировать реальные сроки? Ведь бывают такие начальники, которые думают, что сделается за два дня...
— Очень важно! Такого не бывает в проектном процессе, чтобы кто-то умышленно занизил или завысил сроки исполнения задачи. Процесс прозрачный и полностью персонифицирован, как я уже говорила. Специалист прежде 10 раз подумает, как ему эти сроки просчитать, чтобы в итоге не подвести команду и не сорвать план-график проекта. Если участники команды видят, что их коллега выбивается из контрольной точки, надо понять причину. Если это объективное отставание, готовится запрос на изменение. Либо договариваются ускорить реализацию последующих мероприятий для сохранения общих сроков проекта. Расписание задач строится в формате диаграммы Ганта. Этот инструмент связывает все мероприятия проекта вместе и позволяет понять, где можно сократить время реализации, где запараллелить процессы, чтобы уложиться в установленный срок.
— Где сейчас в России применяется проектный подход?
— Проектное управление хорошо зарекомендовало себя в бизнесе. Кроме того, госкорпорации "Роснефть", "Газпром" и "РосАтом" используют много лет проектные принципы. Когда мы с вами понимаем, что ресурсы ограничены, а цели грандиозны, мы не должны пугаться этих масштабов. Мы можем получить тот самый уникальный результат, обратившись в сторону лучших практик. В целом проектный подход в субъектах РФ реализовывался неравномерно. Одним из первых регионов стала Белгородская область. У них интересная модель управления. Но в целом, универсального рецепта для всех регионов не существует. Есть определенные стандарты и набор методологии. Каждый субъект должен для себя сформировать свою модель проектного управления. И здесь самая важная задача – поддержка первого лица. Сейчас крайне важна проектоориентированность глав регионов. Нам в этом плане повезло. В августе 2015 года по поручению нашего губернатора был создан департамент проектного управления.
— А что думают федеральные эксперты, которые приезжали проверять вашу работу в рамках конкурса?
— К нам приезжали асессоры "Проектного Олимпа" оценивать качество организации проектного управления в администрации Приморского края. Для них это было первое посещение Дальнего Востока для оценки региона, внедряющего проектный подход. В начале ощущалось некоторое напряжение – Приморье решило покорить Олимп? Но погружение в атмосферу департамента, общение с командой, знакомство с реально работающими проектными инструментами, позволили высоко оценить уровень региональной модели проектного управления. Асессоры согласились даже оставить свой след, то есть след своих ладоней, на проектном дереве.
— А что это такое?
— Мы с командой решили визуализировать историю проектного управления в Приморском крае. Подумали и "вырастили" на бумаге своеобразное дерево. Росток "посадили" в 2015, в 2016 он начал расти и давать первые результаты. Все причастные к этим результатам, в том числе и эксперты, оставляют свои отпечатки ладоней на нашем проектном дереве. И теперь у нас такая традиция — каждый может стать частью истории развития проектного управления в Приморье.
А как у них?
— Вы сказали про Белгородскую область. Чем ваша и их методики отличаются?
— Белгород уже семь лет работает в проектном формате. У них достаточно широкий охват, включая муниципальный уровень. Уже почти 90% задач решаются с помощью проектного подхода. Единственный минус – кадры, которых выращивают, забирает Москва (смеется). У них проектным управлением занимается отдел в составе департамента внутренней политики и кадров. Они пошли не от перестройки формата управления, а от перестройки мышления госслужащих. Это очень правильный формат, но у Белгорода было больше времени. Мы тоже системно идем вперед, меняя подходы к решению поставленных задач и перестраивая сознание государственных служащих.
— Ну, вот бывший вице-губернатора Приморья Сергей Нехаев, который создавал ваш департамент и курировал работу, уехал. Вместо него теперь Евгений Полянский. Ничего не изменилось?
— Нет, все в порядке. Мы с Сергеем Викторовичем сформировали основы проектного управления, заложили базовые принципы, зарекомендовали себя на хорошем счету в Аналитическом центре при Правительстве РФ, который занимается лучшими практиками проектного менеджмента. Мы создали себе, так сказать, хороший системный задел. С Евгением Викторовичем определили проектные задачи на 2017 год. Одна из них – интеграция региональной системы работы в проектном формате с федеральными задачами. Как вы знаете, Правительство РФ переходит на проектные рельсы. В прошлом году создан департамент проектной деятельности под руководством Андрея Александровича Слепнева. Задача нового департамента — внедрение в федеральных органах власти проектной модели, реализация в проектном формате приоритетных проектов и программ по 11 стратегическим направлениям развития страны.
Концепция разработанная департаментом. Фото: ИА PrimaMedia
— За вами другие регионы сейчас потянутся…
— Уже тянутся. У нас было много запросов из Краснодара, Липецкой области, Казахстана. К нам и хабаровчане приезжали посмотреть. Из Чечни звонили, с Камчатским краем мы договорились, что мы к ним приедем и на месте все расскажем. Недавно нас посетила представительная делегация Республики Бурятия. Возможно, в этом году проведем межрегиональную конференцию. Когда говорят: "Вы на Дальнем Востоке – одна из лучших практик". Я говорю: "Ребята, давайте смотреть правде в глаза. Мы – пока единственная практика на Дальнем Востоке". Мой личный KPI – чтобы как можно больше регионов изучили наш опыт. Мы всегда открыты и готовы рассказывать о своей работе. Такой формат взаимодействия позволяет развиваться и нам самим.
"Мы приготовились к рывку"
— Вернемся к стратегическим направлениям, которых правительство страны определило ровно 11 и обозначило приоритетными проектами. В этом году на их реализацию выделят почти 200 млрд рублей. Что для этого надо будет вам сделать, чтобы получить свою часть?
— Да, Советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам, которым руководит президент РФ Владимир Путин, определено 11 приоритетных направлений для реализации в проектном формате. Это здравоохранение, образование, ипотека, ЖКХ и городская среда, реформа контрольно-надзорной деятельности, экология, экспорт, безопасные дороги, малый и средний бизнес, моногорода и производительность труда. Механизм транслирования этих 200 млрд на региональный уровень будет разный. Его определят функциональные заказчики – федеральные министерства.
Понятно, что все 85 регионов во всех этих проектах не смогут участвовать в равных долях. Какие-то больше, какие-то меньше. К работе по 11 приоритетам мы уже готовы и методологически, и организационно, и, что называется, по сути. Другим, кто еще не занимался проектным управлением, будет чуть сложнее – у них мало времени на подготовку.
— Как отметил директор департамента проектной деятельности Правительства РФ Андрей Слепнев, с этого года будет публиковаться рейтинг федеральных и региональных органов власти, задействованных в проектной работе. Что думаете об этом? Нужны ли они вообще?
— С одной стороны, конкуренция – двигатель прогресса. Но сейчас регионы настолько в разных стартовых условиях, что рейтинг проводить наверно рановато. Он будет непоказательным. Есть лидеры — Белгород, Ханты-Мансийск, Пермь, Архангельск, Ярославль, Приморский край, Ленинградская область. И есть регионы, которые только в начале пути. Поэтому регионы новость про рейтинг восприняли двояко. Но в случае создания такого рейтинга, надо хорошо подумать над показателями.
— Сколько сейчас у вас в работе проектов?
— В методологии проектного управления есть проекты, программы и портфели. Проект направлен на достижение одной конкретной цели. Например, строительство моста. Ряд проектов, направленных на достижение общей цели, могут объединяться в программу . В формате программы мы реализуем задачи по повышению инвестиционной привлекательности региона. Эта программа состоит из семи проектов. В портфели же объединяются как самостоятельные проекты, так и программы. Например, стратегический портфель Приморского края состоит из всех проектов и программ, направленных на социально-экономическое развитие края. Портфель может быть сформирован и по отраслевому признаку — портфель департамента здравоохранения, например. Новая проектная методология Приморья позволяет каждому органу исполнительной власти формировать свои портфели и управлять ими с использованием специализированной государственной информационной системы "Управление проектами в Приморском крае".
70% успеха — команда мечты
— Вы были заместителем директора департамента экономики. Занимались успешно инвестиционным направлением. Кому удалось вас оттуда переманить на новое дело для администрации края? Почему согласились?
— По многим вещам совпали звезды, как говорится. Была в декабре 2014 года перестройка системы управления. Перераспределение обязанностей между вице-губернаторами, появление новых направлений работы. Возникла задача внедрения проектного подхода в администрации как инструмента повышения эффективности работы. Владимир Владимирович обозначил это направление как приоритетное. Куратором определил Сергея Викторовича Нехаева, который и предложил мне позаниматься проектным управлением — новым приоритетным направлением. Для меня это было очень неожиданно. Но новое всегда интересно. А здесь еще и суперполезное дело для края. В итоге в августе 2015 года у нас заработал департамент проектного управления. И работа закипела.
Департамент проектного управления Приморского края. Фото: из архива департамента
— В департаменте экономики его не побили за то, что увел вас?
— Некому было бить (смеется). В тот период времени в департаменте менялось руководство. Да и я занималась инвестициями много лет, захотелось поменять сферу деятельности. Сергей Викторович предложил поработать под его руководством. Сама задача стала для меня аргументом "за". В начале пути стояла цель – сформировать команду. При внедрении проектного подхода 60-70% успеха – это команда. Это люди, которым не все равно, у которых горят глаза. Они готовы включиться и потянуть всех за собой, готовы изучать новые практики, спорить, менять в головах представление о госслужбе. Это особенные ребята. Если человек привык работать от 9 до 18, не проявлять инициативу, то такой сотрудник будет тормозить всю команду. Гибкость ума и стрессоустойчивость – важные качества в нашем деле. Сейчас у нас в департаменте два отдела, в которых работает именно такая команда. Один отдел занимается методологией, нормативно-правовой базой, изучением практик и внедрением их в жизнь, второй — сопровождением проектов, консультированием. Мы постоянно совершенствуемся, готовимся к российской сертификации в области проектного управления "ПМ Стандарт".
— Какие главные задачи у департамента на этот год?
— Задача №1 — встраивание Приморья в реализацию 11 приоритетных направлений стратегического развития России, которые определены Советом при Президенте РФ. Задача № 2 – совместно с коллегами из Ассоциации управления проектами СОВНЕТ организовать в этом году работу по созданию центра проектных компетенций в ДФО. Кстати, мы первые из всех регионов России заключили с СОВНЕТ соглашение о развитии проектного управления. И задача № 3 – масштабировать нашу проектную модель на муниципальный уровень.
А самая главная задача для нас на 2017 год – по-настоящему заразить государственных служащих работать по-новому. Заставить не получится — этот метод не работает. Так что будем заражать в хорошем смысле этого слова (смеется).
СПРАВКА: ШУВАЛОВА Кристина Петровна – директор департамента проектного управления Приморского края. Родилась в Петропавловске-Камчатском. В 1998 году окончила Всероссийскую академию внешней торговли (экономист со знанием иностранного языка). В 2006 – Дальневосточную академию государственной службы (менеджер государственной и муниципальной службы). Постоянно повышает свою квалификацию в сфере инвестиционного климата, с 2015 года – в сфере проектного управления. Трудовая деятельность началась с 1998 году в администрации Камчатской области (позже – правительства Камчатского края). Занимала должности от главного специалиста до начальника отдела инвестиций Министерства инвестиций и развития предпринимательства Камчатского края.
С 2011 года работала в департаменте экономики Приморского края в должности консультанта, начальника отдела инвестиций. С сентября 2014 года по август 2015 года – заместитель директора департамента экономики Приморского края по вопросам инвестиционной деятельности. С августа 2015 года была и.о. директора департамента проектного управления Приморского края, в июне 2016 года назначена на должность директора.