Сегодня, 26 февраля, в Москве на площадке ПАО "Центр международной торговли" в 11.00 часов (мск) начинает свою работу IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Делегаты Съезда – около 350 представителей бизнеса, отраслевых ассоциаций и объединений, органов власти "рыбных" регионов страны, к участию в форуме приглашены руководители госструктур – регуляторов отрасли, сообщает ИА PrimaMedia.
Организаторами Съезда выступают НО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (НО "ВАРПЭ"), ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (Росрыбпрофсоюз) при поддержке Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство). Программа мероприятия – здесь.
Медиахолдинг PrimaMedia в рамках специального проекта "Большая Рыба" намерен информировать читателя о ходе и итогах крупнейшего рыбацкого форума страны. Какие вопросы повестки Съезда дальневосточные рыбопромышленники считают самыми важными – в этом материале.
Отрасль на подъеме
Как рассказал в ходе пресс-конференции 20 февраля президент ВАРПЭ Герман Зверев, рыбная отрасль страны подошла к IV Съезду c неплохими показателями. По оценке спикера, выручка отрасли в 2017 году составит около 310 млрд рублей, что на 20 млрд (или 7%) выше, чем в 2016 году.
— Хороший рост у нас будет по налогам. Мы оцениваем, что в 2017 году общий объем налогов, куда мы включаем налоги, обязательные платежи в социальные фонды, пенсионные отчисления, составит примерно 42 млрд рублей, — рассказал Зверев. — Для сравнения: в 2016 году этот совокупный по отрасли показатель составлял 39 млрд, но в него в 2016 году входили еще и экспортные пошлины. В 2017 году экспортные пошлины прекратили свое существование в связи со вступлением России в ВТО, поэтому вот такой чистый прирост налогов в бюджетную систему.
Отраслевая же прибыль в 2017 году, по оценкам ВАРПЭ, сильного роста не показала: порядка 84 млрд рублей при 83 млрд в 2016 году.
Говоря о прогнозах на 2018 год, Герман Зверев уверен, что рост основных показателей продолжится, хотя и не везде он будет одинаковым.
— Что касается оборота отрасли, я думаю, что 2018 год мы закончим с ростом, но не с 7%-ным, как прошлый год, а в районе 2-3%. Я думаю, оборот отрасли по итогам 2018 года составит порядка 320-325 млрд рублей. Что касается отраслевой прибыли, то в прошлом году она затормозилась очень сильно. Я думаю, что мы по отраслевой прибыли заработаем в текущем году в том же объеме — 84-85 млрд, — прогнозировал президент ВАРПЭ.
Между тем спикер предрек куда более энергичный рост инвестиций в отрасли – вплоть до удвоения объемов с 14 млрд рублей в 2017 году до 28-30 млрд по итогам текущего года.
— Соответственно, налоговые отчисления и показатели отрасли будут, с учетом основных параметров прибыли и выручки, на уровне 43-45 млрд рублей в этом году. В случае, если будут внесены изменения в налоговое законодательство (а сейчас такие предложения рассматриваются, это увеличение ставок сбора за водные биологические ресурсы), налоговые отчисления отрасли увеличатся с нынешних 42 млрд рублей до примерно 55 млрд, — подытожил Зверев.
И снова – о главном
Как уже неоднократно высказывались представители рыбацкого сообщества, эксперты и даже некоторые чиновники, основным условием достижения рыбопромышленным комплексом РФ хороших финансово-экономических показателей было и остается отсутствие "резких движений" власти в отношение основы основ российской системы распределения доступа бизнеса к государственным рыбным ресурсам – так называемого "исторического принципа".
Уверенность в том, что этот принцип будет сохранен в долгосрочной перспективе (что, казалось бы, было подтверждено в 2016 году соответствующими изменениями в закон "О рыболовстве"), сильно поколебалась в конце 2017 года – из-за неких анонимных инициатив по выводу из действующей системы распределения долей квот крабов.
Консолидированная позиция рыбацкого сообщества страны по поводу таких идей – резко отрицательная. Рыбопромышленники считают, что изъятие даже одного промыслового объекта из системы "исторического принципа" резко ударит по росту инвестиций и обвалит кредитный рейтинг отрасли в целом.
Не удивительно, что основная цель Съезда (и об этом прямо говорят его организаторы опрошенные ИА PrimaMedia делегаты) – получить прямые "сигналы" от представителей госорганов о том, что "исторический принцип" в ближайшие 10-15 лет "корректировать" не будут.
— Менять сложившуюся систему, возвращать продажу долей квот на аукционах – значит отказаться от всех достижений рыбохозяйственного комплекса страны, обескровить ее, криминализировать и откинуть опять к началу 2000-х, — уверен президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов. — Мы хотим стабильности, поскольку стабильность – основной залог развития в любом сегменте экономики. Когда человек уверен, что впереди у него не год-два — и дальше неизвестно что, а 15-20 лет внятных и приемлемых правил, он не будет вывозить прибыль за границу и складировать ее в банках. Он будет вкладываться в развитие своего бизнеса, а, следовательно, и в развитие отрасли, в процветание экономики своей страны.
Помимо вопроса о сохранении сложившейся системы распределения выдных биоресурсов рыбопромышленников сегодня волнует и ход кампании по перезаключению квотных договоров — ведь в 2018 году согласно все тому же "историческому принципу" должны быть продлены около 7 тысяч таких договоров – уже на 15 лет. Здесь рыбаки возлагают большие надежды на то, что этот процесс будет открытым и хотя бы отчасти "поднадзорным" представителям отраслевых объединений.
— Мы высказывали пожелание — и вроде бы встретили понимание — о том, чтобы представители рыбацкого сообщества вошли в комиссии, которые будут принимать заявки на перезаключение квотных договоров и работать с ними. Да, в постановлении правительства №88 этот вопрос не затронут, но глава Росрыболовства Илья Васильевич Шестаков дал согласие на нашу инициативу, — прокомментировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. — Нам очень важно иметь хорошую обратную связь в работе комиссий, потому что первый этап (стартует уже 1 апреля этого года – ред.) – это сдача документов, и по каким-то формальным или неформальным принципам, по каким-то нарушениям предприятиям может быть отказано в доступе к производственному ресурсу. Все это — один из самых важных для отрасли вопросов, которых мы коснемся на Съезде.
Также, судя по ряду высказываний опрошенных корр. агентства руководителей отраслевых ассоциаций, определенная угроза сложившемуся порядку вещей в отечественном рыболовстве может исходить и от "новых игроков" — как правило, обладающих значительными финансовыми и лоббистскими ресурсами. Дальневосточные рыбаки считают, что правила игры должны быть одинаковы для всех, а "переписывание" нормативной базы под отдельных игроков – как минимум, несправедливо.
— Серьезные финансовые группы заходят на Дальний Восток, наверное, потому, что меняется валютное законодательство, как-то влияют пресловутые санкции, есть какие-то межправительственные договоренности. Президент тоже не раз объявлял налоговую амнистию, чтобы вернуть капитал в Россию, и крупный российский бизнес на это реагирует. А рыбная отрасль – одна из отраслей, куда можно эти деньги инвестировать. Достаточно ликвидный бизнес, идет распределение долей квот уже на 15 лет. Главное, чтобы крупные игроки с огромными финансовыми возможностями и определенным политическим влиянием не выстраивали такие "правила игры", которые уничтожают здоровую конкуренцию, — прокомментировал ситуацию Георгий Мартынов.
Консолидация же активов в отрасли, укрупнение компаний, по мнению рыбаков, процесс естественный и во многом полезный.
— Кто хочет, тот покупает доли квот на аукционе или покупает компании. Это нормальный путь, — отметил президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. – Другой вопрос – попытки изменения законодательства "под себя", это уже ни в какие ворота не лезет.
Такая разная регуляторика
Получить доступ к ресурсу – конечно, для рыбака всего важнее. Но это – не единственный риск в отрасли, которая, как и любой другой сегмент экономики, регулируется не только профильными структурами (в случае рыболовства – Минсельхоз и ФАР), но и множеством других министерств и ведомств. Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Минпромторг, Минтранс, Пограничная служба ФСБ, Таможенная служба, Налоговая служба – все эти (и не только эти) госорганы хорошо знакомы любому рыбопромышленнику. Естественно, что именно к контрольно-надзорным ведомствам у участников Съезда накопилось немало вопросов.
По словам заместителя председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (СРПК) Евгения Кабанова, в "портфеле" делегации региона (50 человек) – множество вопросов и предложений.
— Мы считаем, что некоторые законы и НПА, регулирующие деятельность рыбаков, — избыточны, ведут к прямым издержкам, способствуют возникновению административных барьеров. При этом никакой реальной защиты интересов государства и общества выполнение такого множества норм и правил не приносит. Речь и идет и о избыточности нормы закона об исключительных экономических зонах РФ об обязательном прохождении российским флотом контрольных пунктов (точек), есть вопросы и по правилам уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу. Большой проблемой остается также мизерная норма прилова в Дальневосточном бассейне, из-за которой рыбаки вынуждены выбрасывать за борт биоресурсы, которые вполне могли бы быть переработаны и поставлены на рынок, — отметил собеседник агентства.
При этом камчатские рыбаки считают, что наряду с очень жестким надзором со стороны пограничников в отношении российских рыбаков существующие законодательные нормы очень мягко относятся к браконьерскому промыслу судов-"подфлажников" и иностранных рыбаков.
— Получается, что максимально, что можно инкриминировать иностранному судну, браконьерски ведущему промысел в ИЭЗ России, это незаконную добычу водных биоресурсов. А как же быть с тем, что российская рыба – это государственный стратегический ресурс, и покушение на него – угроза безопасности страны? Считаем, что этот вопрос должен быть обязательно поднят на Съезде, — заявил зампредседателя СРПК.
В том, что зачастую контрольно-надзорные органы слишком пристрастны к работающим законно предприятиям, а вот решать проблемы браконьерства у чиновников "не получается", с камчатскими рыбаками согласны и их сахалинские коллеги.
— На Съезде будут вновь подняты проблемы с охраной водно-биологических ресурсов, так как контрольные органы работают по простому методу – они подвергают усиленному "прессу" законопослушные компании, которые для нормальной работы в море и на берегу не нарушают условия заключенных договоров, так как это просто невыгодно для бизнеса, — отметил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Помимо этого, как рассказал собеседник агентства, островных рыбаков беспокоят и зачастую поспешные действия некоторых регуляторов отрасли, например — внедрение Россельхознадзором электронной ветеринарной сертификации. С одной стороны, считает Козлов, это — шаг прогрессивный, способствующий — казалось бы — уменьшению документооборота и повышающий оперативность взаимодействия государственных контрольных органов и рыбопромышленных компаний.
— На деле же получается как раз наоборот: схема еще не отработана, много технических сбоев, часто отсутствует нормальная связь по Интернету, а не вовремя переданные данные – это штрафы, простои. Полностью систему введут с 1 июля 2018 года, но на Съезде мы поднимем вопрос о поэтапном вводе электронной ветсертификации — после отработки ее в пилотных регионах, в компаниях с различным профилем работы, перерабатываемыми ими объемами продукции, — пообещал президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.
Лосось, суда, безопасность труда
Естественно, что за прошедшие с предыдущего всероссийского отраслевого съезда 6 лет вопросов у рыбаков накопилось много, а многие проблемы, о которых говорилось в 2012 году, не решены и по сей день.
Многие темы для обсуждения на IV Съезде – сверхактуальны, как, например, ситуация с лососевым промыслом на Дальнем Востоке, региональная конфигурация которого меняется буквально на глазах, поскольку популяции лососей "сдвигаются" на север Тихого океана, и сегодня основные объемы "красной" путины ДВ приходятся на Камчатку. В то же время сахалинские и хабаровские рыбаки всерьез озабочены более справедливой и прозрачной организацией этого вида промысла.
— Скачкообразные периоды подхода лососей на нерест, резкое снижение объемов их промысла на Сахалине и Курилах породили острую конкуренцию среди рыбопромышленных компаний. Некоторые считают, что надо ограничить постановку ставных неводов путем расширения границ между ними до 3 километров. Однако в этом случае может получиться так, что предприятия малого и среднего бизнеса просто выпадут из промысла, попросту обанкротятся. И таких компаний мы насчитали в регионе порядка 26, а это уже прямые убытки и сокращение рабочих мест в отдаленных селах, где эти предприятия являются единственными, предоставляющими работу, — обозначил одну из недавно возникших дилемм президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Как ожидается, Съезд станет для делегатов не только местом встречи с чиновниками, но и дискуссионной площадкой по тем вопросам, где единого мнения нет (да и, скорее всего, быть не может). Например, большие споры сейчас вызывает реализация программы по предоставлению так называемых "инвестиционных квот" — под строительство новых промысловых судов и береговых предприятий. Многие рыбаки считают, в частности, что инвестквоты "заточены" под проекты крупных судов и заводов, и, следовательно, "по плечу" только огромным холдингам.
— Мы считаем, что в этом вопросе необходимо найти какую-то "золотую середину", а не бежать вслед за крупным бизнесом, который опять хочет все одеяло натянуть на себя, оставшись никому ничего не должным. Ведь за столько лет крупный бизнес, сидя на квотах, совершенно не заботился о том, чтобы развивать флот, ремонтировать его на российских верфях. А наши предприятия, которые вовсе не являются гигантами рыбной промышленности, готовы развивать судостроение, что позволит увеличить количество рабочих мест, но для этого нужен доступ к биоресурсу, — такую позицию, например, намерен вынести для обсуждения на Съезде президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Александр Канивец.
Не стоит забывать и о том, что отраслевой Съезд – это еще и встреча объединений работодателей с представителями работников отрасли, то есть Российского профсоюза работников рыбного хозяйства. Как сообщалось ранее, на Съезде планируется подписание трехстороннего отраслевого соглашения по организациям рыбного хозяйства на 2018-2020 годы между ВАРПЭ, Росрыбпрофсоюзом и Федеральным агентством по рыболовству.
— У отрасли – хорошие экономические показатели, но есть и определенные проблемы с точки зрения профсоюзов, — так прокомментировал "социальную повестку" Съезда председатель Российского профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Круглов. — После административной реформы 2004 года получилось таким образом, что наши хозяйственные структуры не отвечают за такие вопросы, как вопросы охраны труда, техники безопасности. Это фактически ложится только на профсоюзы и на надзорные госструктуры в регионах. Вы знаете, что у нас происходят крушения судов, гибнут люди. Я могу сказать, что в тех компаниях, где есть профсоюзные организации, вопросы охраны труда и техники безопасности всегда на контроле. Все погибшие суда – это компаний, где нет профсоюзных организаций. Мы считаем, что хозяйственники и профсоюзные организации – это такие два тягача, которые могут много вытащить и в плане социально-экономической организации, и с точки зрения техники безопасности, и с точки зрения правильной организации труда на предприятии.
ОТ ИА PrimaMedia напомним, что основной задачей Съезда, по замыслу организаторов, станет обсуждение многочисленных проблемных вопросов отрасли и поиск способов их разрешения — в том числе и для того, чтобы реализовать разработанную регулятором "Стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года".
Ранее сообщалось, что свое участие в отраслевом мероприятии подтвердили вице-премьер Аркадий Дворкович, заместитель председателя Государственной Думы, несколько председателей комитетов ГД и Совета Федерации, приглашенные представители руководства министерств и ведомств.