Разрушенный корпус Б бывшего ДВГТУ: осталась лишь память
Выпускники и сотрудники делятся воспоминаниями о студенчестве в альма-матер
Пары с самого утра и до вечера, исписанные конспекты и спрятанные шпаргалки, суеверные обряды с зачетками — для корпуса Б бывшего ДВГТУ все это давно осталось позади. С декабря по март тяжелая техника сносила стены и перегородки, а падение граффити леопарда стало финальным аккордом. Теперь о корпусах говорят в прошедшем времени, с ностальгией и без. Воспоминания бывших студентов и преподавателей, немного истории и старых фотографий — в материале ИА PrimMedia.
В 2018 году что во Владивостоке затеяли очередное грандиозное строительство — музейно-театральный комплекс федерального значения. Проект разработан по личной инициативе президента Владимира Путина, в его составе предусматривается возведение концертного зала, музейного комплекса, высшей школы театрального искусства и других объектов. Часть построят на пустыре на Русском острове, а для остальных понадобилась вершина Орлиной сопки и снос корпусов.
– Эти корпуса проектировали в Санкт Петербурге, не учитывая наши климатические характеристики, – рассказывает архитектор Юлия Глобина. – У нас многие типовые проекты Ленинградских проектных институтов привязывали. Так и этот, наиболее неудачный проект. Что такое "замерзнуть до костей" — не понаслышке пришлось испытать многим поколениям студентов. Я долгое время преподавала в этом здании. "Дизайн архитектурной среды" — был мой предмет. Предпочитала уводить замерзающих студентов на лекции в работающие мастерские архитектурные, студии дизайна, музеи и даже кафе. Все, что было внутри модернизировано за годы существования корпуса – так это зашивка дешевыми пластиковыми панелями общественных коридоров.
– Я учился в то время, когда корпус Б строили. По памяти это был 1976 год, — говорит Павел Мамонов, архитектор Владивостока. – Когда узнал, что его сносят, ностальгии не почувствовал. Вот у нас в городе много ностальгировали, когда ДВФУ переезжал в новый кампус на Русском острове? Город меняется со временем, это необратимые процессы, жизнь идет. Одно дело, что нужно в таких вещах участвовать, устраивать общественное обсуждение. Потому что возведение тех объектов, что хотят строить вместо корпуса Б — событие на том же уровне, что и появление мостов. Но почему именно эта площадка выбрана? Никто не знает.
Общая площадь зданий, подлежащих сносу, превышает 20 тысяч квадратных метров, а площадь двух земельных участков – почти 30 тысяч квадратных метров. Работы осуществляют за счет фонда "Национальное культурное наследие", который взял эти земли в аренду на 49 лет.
"Я не учился в этом корпусе ДВПИ. Моя альма-матер — старый корпус истфака-филфака. Но преподавал… Там было просторно (огромный вестибюль, прямо парадно-дворцовый), удобно и светло, но зимой холодно... И вот теперь этот корпус сносят, чтобы на его месте построить новый Музейно-театральный комплекс… Треть годового бюджета края пойдет на этот комплекс. Но! Не из бюджета края! Это подарок, как и прежние подарки — мосты, театр оперы и балета, кампус ДВФУ. Почему нас этот подарок нас так возмущает?.. 1. Впервые на наших глазах сносят относительно новое здание, чтобы построить ещё более новое. Нас это восхищало в Китае, но возмущает здесь дома. 2. Нас не спросили можно — нет, хотим — или нет, а сразу облагодетельствовали. Сюрприз!…Так что простимся с ДВПИ, спросим, куда уберут Кирилла с Мефодием, и будем ждать, как быстро реализуют проект", – Андрей Калачинский, журналист.
Распоряжение о сносе зданий на ул. Аксаковской, 3а и 3в (когда-то здесь располагались Институт радиовещания, информатики и электротехники, Молодежный центр и Архитектурный институт ДВГТУ) премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в сентябре 2018 года. Это решение завершило длительный простой корпусов – с 2012 года они пустовали, ведь объединенный университет переехал на остров Русский. Здания попытались продать за 894,4 млн рублей, но никто не решился их купить.
"Сначала институт, где мы учились, прекратил существование де-юре, теперь его закопали де-факто. "Скрепы, скрепы..." Скреперы и экскаваторы победили", — Алексей Яшин.
"Когда я смотрю на этот экскаватор, у меня сердце кровью обливается. Рушат корпус Б ДВПИ, а мне чудится, что рушат инженерное образование на ДВ, 100-летие которого мы только что отметили. Все это отдает каким-то абсолютным безумием. Зачем, почему, ради чего? На душе мерзко", — Дмитрий Алексеев, президент группы компаний DNS.
"И у меня такие же чувства. Вчера специально сделал крюк и заехал, посмотрел, как экскаватор ломает то, что дорого моему сердцу, с которым связано много воспоминаний юности. Корпус Б, родной корпус для ЭТФ+ФРЭП, подготовивший десятки тысяч инженеров и способный принести ещё много-много пользы в качестве учебного заведения. Власть — сволочи разрушители. Тоже вчера было очень мерзко на душе, но я не нашёл в себе сил написать об этом на ФБ", — Юрий Кучин, политик.
Корпус Б и Молодежный центр строились в 1970-х хозспособом — иначе говоря, своими силами. Будущие архитекторы сами клали кирпичи, затем сами и участвовали в ремонте.
– Когда здание строилось, я учился на третьем курсе ДВПИ, это был 1975 год, — рассказывает Амвир Фаткулин, ректор ДВГТУ с 2007 по 2012 год. – Помню, как нас снимали с пар и отправляли на стройку, где мы таскали кирпичи. Это было осенью. Сам я так и не учился в том корпусе, но когда руководил университетом, то много им занимался. Оно требовало особого внимания, внутри было холодно. Мы вкладывали много сил и денег в утепление, ремонтировали несколько раз и реконструировали здание за счет средств университета, потому что это учебные площади.
Бывшие студенты вспоминают годы, проведенные в корпусе Б. Многие отмечают, что часто мерзли на парах, крыша протекала, ветер пробирался в щели. Руководство пыталось исправить ситуацию, но с переменным успехом.
"Он был страшный, сырой, покрытый плесенью изнутри и особенно снаружи, и торчал на самом видном месте, как гнилой зуб. У меня много с ним связано, но скатертью дорога", — Руслан Вакулик.
"С одной стороны жалко, сама там училась, но с этой ржавчиной надо было что-то делать. Это самое красивое место Владивостока, и его надо делать еще красивее!" — Ольга Рогич.
"Я сам выпускник АРХИ, это мой родной корпус, но это всего лишь старое советское здание…", — Роман Гек.
– Я пришел туда работать в 1992 году, – рассказывает Геннадий Турмов, бывший ректор (1992 – 2007). – В первый же день как раз прошел ливень, и в аудитории на верхнем этаже все вымокли. Здание было запущено, из окон дуло, по Молодежному центру бегали крысы. Я дал себе зарок, что приведу все в порядок. Со временем это удалось, появились нормальные аудитории, мы стали обитать в сносных условиях. В корпусе Б находились институт информатики, радиоэлектроники и приборостроения, институт архитектуры, искусства и дизайна и электротехнический институт. Там же располагалось институтское правление и профессорский клуб.
Особую ностальгию у выпускников ДВГТУ вызывают воспоминания о Молодежном центре. О ежегодной студвесне, конкурсах чтецов и молодых поэтов, шахматном клубе и играх КВН (в этих стенах готовилась сборная Владивостока). Здесь занимались народными, бальными и эстрадными танцами, вокалом, даже была цирковая студия. И первые барабанщицы Владивостока появились именно в Молодежном центре ДВГТУ.
– Организовать группу барабанщиц придумал ректор того времени, Геннадий Петрович Турмов. Он вообще очень много сделал для университета и именно для того корпуса, – вспоминает Вячеслав Цинцадзе, руководитель Молодежного центра ДВГТУ, ныне директор Шахматного клуба ДВФУ. – Всегда поддерживал наши творческие начинания. Мы с ним вместе облагородили видовую площадку, на сувенирной лавке даже висит табличка с нашими именами.
Вячеслав Соломонович проработал в Молодежном центре с 2001 по 2012 год. Можно с уверенностью сказать, что тогда здесь кипела жизнь — студенты занимались творчеством, будущие дизайнеры облагораживали помещения. Даже снимали собственную телепрограмму "Твое время", которую выпускали на Приморском телевидении. А также здесь организовали первую на Дальнем Востоке школу гроссмейстеров. Каждый мог попробовать себя и проявить свой талант.
Разрушение альма-матер стало неожиданным и печальным известием для многих выпускников ДВГТУ, соцсети прощались с корпусом все эти четыре месяца демонтажа.
"Сегодня ехал, смотрел на "альма-матер" — аудитории еще целы. Но знаю, что как только увижу руины — сердце ёкнет. Я ведь всегда говорю своим: "Я тут учился!" А мне в ответ: "Да мы все знаем. Достал уже!" — Андрей Борисов.
"Нашу "дипломку" ломают. Это место на кафедре архитектуры, где мы готовили свои дипломные работы на кульманах и подрамниках... ночами тоже", – Екатерина Кашина.
"Вчера разговаривала с коллегой как раз по поводу сноса Б корпуса. Оказывается, очень много людей приходит сейчас на стройплощадку. Разные годы выпуска, разные профессии. Грустно", – Ольга Серебренникова.
Вместе со стенами исчез известный арт-объект – дальневосточный леопард, которого в рамках акции сохранения редких животных нарисовал в 2017 году южноафриканский художник Sonny. Но такова участь городского искусства. Меняется среда, а вместе с ней и ее объекты. Художник уже знает об утрате – в своем аккаунте в "Инстаграм" он разместил фото руин после сноса леопарда.
Строительство музейного комплекса на месте снесенных корпусов продлится до 2023 года. По проекту, здесь появятся нескольких зданий, соединенных между собой внутренним пространством; открытые и закрытые общественные зоны, доступные не только для работников и учащихся комплекса, но и обычных горожан; а также городской парк. На это время главная видовая площадка окажется закрытой.