"Золотое перо Приморья – Открытие": количество заявок приближается к первой сотне
12:15
Продовольственные ярмарки развернутся на выходных в разных частях Владивостока
12:06
Прокуратура Уссурийска приступила к расследованию пожара с летальным исходом
12:01
Уголовное дело возбудили в Приморье на полицейских, вломившихся в дом пьяной женщины-водителя
11:50
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка
11:06
В Приморье 11 человек официально объявили себя миллиардерами
10:49
С началом навигации во Владивостоке любители ЗОЖ возобновили выезды на острова
10:44
Приморье готовится к завершению отопительного сезона - график
10:22
Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
10:11
В Приморском крае появится новый складской комплекс класса В
10:00
"СМЕРШ". Как создавалась лучшая контрразведка мира
09:01
Во Владивостоке рано утром пожар уничтожил крышу и часть второго этажа гостиницы
08:38
Главу ЗАТО Фокино обвинили в халатности по уголовному делу, связанному с гибелью девушки
08:23
Местами в Приморье пройдет дождь 19 апреля
08:10
Мойка днища авто от зимних реагентов: важная процедура или пустая трата денег
07:11
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49
Приморье ждёт: создается российско-белорусский легкий самолёт "Освей" 16 апреля, 13:44
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Австралийские инвесторы бросают крупное месторождение угля на Дальнем Востоке 16 апреля, 08:44

Проблему "жители против строек" может решить общественный договор – Сергей Федоренко

Альянс строителей Приморья предложил противникам точечной застройки включиться в совместную работу
Конфликт "Жители против строек" предлагают перевести в правовое поле ИА PrimaMedia
Конфликт "Жители против строек" предлагают перевести в правовое поле
Фото: ИА PrimaMedia

Конфликт "жители против строек" во Владивостоке предлагают перевести в правовое поле. Поскольку до сих пор общественности и застройщикам не удалось договориться, созрела инициатива – продумать регуляторные механизмы, которые защищали бы интересы жителей и помогали развиваться городу – без скандалов и пикетов. С таким предложением выступил на строительном форуме председатель Совета саморегулируемой организации "Альянс строителей Приморья" Сергей Федоренко, сообщает ИА PrimaMedia.

Правы обе стороны

Война общественности и застройщиков в дальневосточной столице, по всем оценкам, достигла критической точки. Для строительных компаний общественный протест часто представляет не меньшие риски, чем другие наболевшие проблемы рынка. Люди не хотят жить рядом со стройками. В их представлении стройка – это пыль, шум, вырубка зеленых насаждений, кошмар под окнами дома.

Застройщики видят ситуацию по-своему. Конфликт с местными жителями увеличивает их издержки. В особо тяжелых случаях проекты приходится сворачивать, инвесторы несут многомиллионные потери, объёмы строительства с каждым годом уменьшаются, цены растут.

Во Владивостоке компании с образцовой репутацией, с землей, проектом, экспертизой не имеют никаких гарантий, что получат разрешение на строительство, считают участники рынка. А если даже получили – то не факт, что завтра его не отберут.

По словам председателя Совета АСО "Альянс строителей Приморья", горожане абсолютно правы со своей стороны.

"Вот, представьте, что вы – житель. Идёте домой, жизнь и так несладкая, а тут ещё стройка началась, шум и пыль, дороги перекопаны — отсюда и протесты. В этом зале я вижу тех, кто организовывал общественные обсуждения на стороне застройщиков, и тех, кто организовывал их на стороне жителей. Согласитесь, что большинство горожан в своём протесте искренни? Потому что никакому нормальному человеку стройка под боком не нужна.

А теперь допустим, вы – это застройщик. И понятно, как вы будете строить. Вы соберете со всех помоек города профнастил, и вот он — забор! Заедут иностранцы, на туалеты денег не хватит, вот уже и весь район превратился в туалет. С раннего утра до позднего вечера со стройки будет шум, турбины, отбойные молотки, постоянно кто-то будет без остановки стучать", — сказал Сергей Федоренко, добавив, что протестные настроения жителей – это в значительной степени заслуга самого сообщества застройщиков Владивостока по принципу "что посеешь, то и пожнёшь".

Начнут рушиться не балконы, а целые здания

Но есть и другая сторона. В конце 2019 года в Уссурийске произошла очередная авария — обрушилась стена в жилом доме 1937 года постройки. Прошло семь лет с тех пор, как его признали аварийным в 2012 году – и обрушение. Хотя дом всего в два этажа, из каменных блоков, должен быть прочным.

Владивосток же массово застраивался в 60-70 годах зданиями не в 2, а 5-9 этажей. Такие здания не простоят 80 лет. У них нормативный срок службы – 50 лет. Это значит, что существующий жилой фонд — на грани, сообщают в АСО АСП. 

Данную информацию подтверждают в администрации Владивостока. Сегодня аварийными и подлежащими сносу в дальневосточной столице признаны более 70 многоквартирных домов, необходимо расселить свыше тысячи человек. Однако по факту таковых гораздо больше: на территории городского округа насчитывается около 700 малоэтажных многоквартирных домов, построенных до 1960 года, в том числе на островных территориях.

Здания с физическим износом свыше 70% в программу капремонта не включаются. Общая площадь жилых помещений, немедленно подлежащих расселению, стремится к 300 тысячам кв. метров. В ближайшие годы к состоянию ветхих во Владивостоке приблизятся еще несколько сотен домов панельной застройки 60–70-х годов. Таких пятиэтажек в городе более 400, это еще порядка 1,3 млн. кв. метров.

По мнению застройщиков, цена квадрата, зашкаливающая по причине низких объемов строительства – меньшее из зол.

"Сегодня горожане не хотят строек, ругают власть. А что жители скажут власти, когда начнут рушиться не балконы, а целые здания?" — задаются вопросом строители.

Уже в недалеком будущем ситуация во Владивостоке станет критической, засыпать под крышей собственного дома будет в буквальном смысле небезопасно. Значит, другого выхода нет – надо строить. А чтобы этот процесс был максимально безболезненным и для жителей города, и для застройщиков, обе стороны должны сесть за стол переговоров.

Подумать о людях

"Мы не первые, кто озадачивается вопросом – как сделать стройку "аккуратной". Например, вечный спутник строительных работ – пыль. Роют котлован, делают дороги – значит, будет грязь. Но, допустим, в Японии сразу после устройства фундаментов занимаются сетями и благоустройством территории, а уже потом работают выше нуля. Или отличная идея, которая нашла применение в Москве – здание окружают лесами, на которые натягивают баннеры с видом будущего строения. И тише, и симпатичнее. В Корее песок, щебень закрыт сверху тканью, чтобы пыль не разносилась", — приводит примеры Сергей Федоренко в разговоре с корр агентства.

Собеседник редакции вспоминает стройку в Снеговой пади, где всё лето, с утра до ночи работал гидромолот, хотя такие работы можно было выполнить с помощью микровзрывов без дискомфорта для жителей окрестных домов. Почему на уровне закона нельзя указать, что шумные технологии разрешено применять только в исключительных случаях?

"Есть и другие моменты, процедурные. К примеру — общественные слушания. Да, они обозначены в законе. Но позволяет ли этот закон получать обратную связь от людей после таких слушаний? Нет. Соответственно, почему бы их не дополнить поквартирными опросами? Так делают в той же Москве. И в любом случае, слушания должны предшествовать стройке, а не как сейчас, когда застройщик уже потратил время и деньги, а потом по итогу слушаний ему рекомендуют понизить этажность. В такой ситуации искать компромиссы уже поздно".

"К слову, когда строили трассу на Славянку, построили Нарвинский тоннель, помните? Почему? Потому что в том месте привычная тропа леопардов, и они могут испугаться шума машин. О кошках думаем, а почему бы не подумать о людях? Почему бы не позаботиться самим о себе при строительстве внутри городов?" — комментирует Сергей Федоренко.

Нужен общественный договор

В АСО "Альянс строителей Приморья" полагают, что Владивостоку нужен некий общественный договор, где договорённости будут формализированы. Принятию этого документа должен предшествовать этап обсуждений с участием разных групп: от лица населения это общественные организации и депутаты, от застройщиков — Ассоциация застройщиков, от власти — уполномоченные представители губернатора Приморья и мэра Владивостока.

"В каком виде будет оформлен общественный договор? Вариантов много: например, некий кодекс добросовестного застройщика Владивостока, или изменения в Правила благоустройства Владивостока, изменения в закон Приморского края о градостроительной деятельности. Но самый лучший вариант – дополнить постановление Правительства N 87 "О составе разделов проектной документации" — разделом под условным названием "Мероприятия по обеспечению комфортных условий при строительстве для жителей окружающих домов", тогда особенности строительства конкретного здания в конкретном месте будут сразу учтены в проектной документации  — поясняет Сергей Федоренко.

Эту работу Альянс строителей Приморья предлагает разбить на три этапа:

"Первый — сбор пожеланий от населения. В январе-феврале 2020 года отправим запросы в общественные организации Владивостока и активистам, кого знаем. Получим обратную связь, обобщим. Может быть, будет рационально провести несколько "живых" встреч. Кстати, были бы благодарны реестру "живых" общественных организаций с контактными данными.

Далее, согласительная комиссия, сформированная из участников всех сторон конфликта, под руководством авторитетного политика, путём справедливого голосования должна окончательно определиться, какие пожелания разумны и выполнимы, а какие — нет.

И последний этап — внесение изменений в соответствующее законодательство, исходя из окончательного перечня пожеланий", — говорит председатель Совета АСО "Альянс строителей Приморья".

Как отмечает Федоренко, важно, чтобы предложение нашло поддержку среди авторитетных жителей города, представителей населения, недовольного точечной застройкой, самых непримиримых в конфликте "застройщики-общество".

Сергей Федоренко: "В ходе подготовительного этапа хочется получить максимальное число предложений. Поэтому я обращаюсь к читателям этой статьи с просьбой направлять свои предложения на наш электронный ящик [email protected]. Кроме этого, хочется сделать опрос всех общественных организаций Приморья. Реестр на сайте Минюста – это почти 4 тысячи наименований. Но там нет контактных данных, и главное, непонятно, кто из них до сих пор реально работает. Поэтому буду благодарен за актуальный список общественных организаций".

Руководитель Центра правовой защиты и улучшения качества жизни, член "Партии роста" Кирилл Батанов:

Мне приходилось слышать, что из-за меня встало 80% строек по городу. Но на самом деле это люди – каждый со своей конкретной проблемой, болью. И только из их мнения я могу исходить. Любые предложения исходят на самом деле от них, я только помогаю им объединяться и отстаивать свои права. Можно ли защитить эти права с помощью некой нормативно-правовой базы, общественного договора? Конечно, можно. Возьмем те же общественные слушания. Знаете ли вы, что в декабре во Владивостоке издано порядка 10 постановлений главы на проведение публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объекта? Расшифровываю, что это такое. Например, есть установленные градостроительные нормы, где прописано определенное количество парковочных мест, отступы от других домов, требования к проездам и так далее. А отклонения от этих параметров означают, что соблюсти градостроительные нормы ты не хочешь или не можешь. И если втихую провести общественные слушания, строительная компания получает разрешение на отклонение от предельных параметров. Как пройдут общественные слушания, о которых вы можете узнать на сайте администрации Владивостока? Как извещали людей? Вопрос. Так что, я думаю, есть много проблем, которые нуждаются в дополнительном регулировании.

Член Общественной палаты Приморского края, активист Сергей Мильвит:

 "Для решения вопроса точечной застройки необходимо найти баланс интересов жителей, застройщиков и города. Помимо этого, требуется обеспечить нормальное исполнение действующего градостроительного законодательства, что потребует очистки от коррупционной ржавчины не только органов исполнительной власти, но и власти судебной. И, разумеется, требуется реформа нормативно-правой базы, регулирующей градостроительную деятельность, поэтому инициатива полезная. При необходимости можно рассмотреть и возможность принятия регионального закона или выйти от региона с проектом федерального закона.  Однако все это техническая сторона вопроса, главное, что нужно сегодня всем сторонам – это прийти к общему знаменателю.

Секретарь общественного экспертного совета по экологической безопасности при губернаторе Приморского края, член координационного совета по экологическим проблемам Приморского края Татьяна Вшивкова:

Мы готовы работать над общественным договором, как это предлагают строители – подготовить предложения, предоставить экспертов, участвовать в подготовке и разработке документов, которые регулировали бы права и обязанности сторон. Не знаю, почему структуры, в которые я вхожу, так мало привлекают к подобным вопросам. Ведь у нас есть сертифицированные эксперты, они могли бы с пользой включиться в дело. Как секретарь совета по экологической безопасности при губернаторе, я знакома с высококвалифицированными специалистами, чьи знания и опыт помогли бы проработать корректировки в части тех же санитарно-защитных зон – для нашей застройки это вообще слабое место. Так что давайте договоримся, в каком формате будет проходить эта работа, и приступим.

1579500060