2 октября 2018. Мэр Владивостока Виталий Веркеенко заявил 2 октября 2018 года, что больше не имеет мотивации оставаться на своем посту и уходит в отставку с 11 октября. Заявление еще должны рассмотреть депутаты городской думы. И вроде бы не повод еще собирать камни, но последние шаги и тенденции заставляют повнимательнее проанализировать работу градоначальника. Итак, что успел сделать за время своего мэрства Виталий Веркеенко во Владивостоке
С первых дней своего руководства Виталий Веркеенко вывел в публичную плоскость главный вопрос: из чего состоит бюджет Владивостока, как наполняется и как решать городские проблемы на имеющиеся мизерные суммы. Веркеенко сразу обозначил, что самая большая статья доходов города – НДФЛ, а значит нужно бороться с "серыми" зарплатами и нелегальным бизнесом. Свои встречи с предпринимателями он сопровождал обязательными вопросами: сколько у вас работает людей, сколько они получают и сколько налогов получил с них городской бюджет. Обычно такие разговоры сопровождались неловкими паузами.
Вскоре мэр сменил риторику и перестал сетовать на отсутствие бюджета, а всерьез взялся отстранением от кормушек, чем вызвал, естественно, недовольство в определенных кругах. И все же главное достижение пока не озвучено. Как известно, ежегодно бюджет города платит около 400 млн рублей по процентам. Снизить это бремя Веркеенко планировал, заместив коммерческие кредиты бюджетными, однако пока не известно, увенчались ли переговоры с федеральными властями успехом.
До прихода Веркеенко Владивосток являлся единственным городом в стране, который ни копейки не получал от нестационарной уличной торговли. Предоставляя муниципальную землю, город не имел ни налогов, ни аренды, ни НДФЛ. В итоге торговля ради торговли превратила некоторые районы города в один большой рынок, при этом торговцы не стесняются залезать на тротуары и газоны, и даже проезжую часть, ставить киоски так, что они просто мешают пешеходам, и даже устраивать войну за них с муниципальными служащими. Мэр Владивостока поручил демонтировать все незаконные объекты, а включенные в схему НТО заключили соглашения с администрацией и платят аренду в городской бюджет.
Самым ярким примером стала набережная Спортивной гавани, где количество торговых объектов сократилось в пять раз. Тут Веркеенко поручил расторгнуть договор с арендатором, кроме всего прочего задолжавшим городу 4,5 млн рублей, и взыскать с него ущерб, причиненный городскому имуществу в процессе эксплуатации.
Кроме НТО город в последние месяцы особо активно избавляется от всех незаконных объектов – хаотичной рекламы, самовольных гаражей и так далее. Веркеенко в раз поднял плату за демонтаж, которая, оказывается, велась за счет средств городского бюджета и ему в убыток.
Виталий Веркеенко инспектирует набережную Спортивной гавани. Фото: ИА PrimaMedia
При раскрытии "серых" схем самые интересны факты вскрывались по использованию городской земли и имуществу. Например, оказалось, что у города гораздо больше муниципальных пляжей, чем все думали, просто они находятся в долгосрочной аренде по смешной цене. Цифры, поразившие воображение горожан – пляж на мысе Кунгасный сдается в аренду за 1600 рублей в год.
Оказалось, что арендаторы муниципальной собственности на сегодняшний день задолжали около 7,5 млрд рублей бюджету Владивостока. Арендные ставки для коммерческих предприятий по договорам, заключенным в последние несколько лет, часто не соответствовали рыночным, а сами документы составлены так, что расторгнуть их с неплательщиками можно только в ходе долгих судебных тяжб. Ежегодно мэрия судится с сотнями таких должников и в итоге, как правило, остается ни с чем: должник признает себя банкротом, при этом в течение всего судебного процесса извлекая прибыль от использования муниципального имущества.
Как итог, в сентябре глава Владивостока подписал приказы об освобождении от занимаемых должностей четырех сотрудников администрации города, курировавших сферу управления муниципальным имуществом. В их числе первый заместитель главы Екатерина Химич, начальник управления муниципальной собственностью Андрей Елькин, начальник отдела управления распоряжения муниципальным имуществом Александр Татьков и начальник управления по учету и распределению жилой площади Сергей Еремин.
Виталий Веркеенко инспектирует пляжи Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
Придя в администрацию, Веркеенко публично объявил: МУПы Владивостока за прошлые 10 лет принесли городу убыток – 5 млрд рублей. При этом он сразу обозначил, что реформировать муниципальные предприятия необходимо постепенно, и отправился по самим этим предприятиям. Причем, каждая такая поездка сопровождалась практически скандалом. Например, мэр озвучил количество поломанных автобусов марок Man и Volkswagen в автопарке муниципального перевозчика. В разгар купального сезона указал на дверь директору муниципального парка имени Лазо на Санаторной. А на месте "тухлого и мутного" МУПа "Аквамир" решил и вовсе сделать резиденцию Нептуна.
Кстати, при Веркеенко появился новый городской праздник — День Нептуна. Посмотрим, удастся ли ему прижиться теперь.
Первый День Нептуна. Фото: ИА PrimaMedia
Одно из самых первых интересных заявлений мэра Веркеенко — масштабная реформа городского транспорта. По мнению главы города, все доходы от работы общественного транспорта должны идти в муниципалитет, который, в свою очередь, будет платить коммерческим и муниципальным перевозчикам за пройденные километры.
"Таким образом, мы уходим от гонки за пассажирами, такие инциденты, как недавнее столкновение трех автобусов на Океанском проспекте, недопустимы, и в основу эффективной работы перевозчика ложится соблюдение расписания и других требований, обозначенных выше. Через систему АДЦ, автоматизированного диспетчерского центра, мы увидим, что транспорт находился строго на своем маршруте целый день, не простаивал на остановках, автобус был чистым, а водитель – вежливым, и перевозчик получит гарантированные денежные потоки, за счет которых может развивать свой бизнес, в том числе оплачивать лизинговые платежи. Мы достаточно глубоко вникли в процесс, для того чтобы понять, как трансформировать существующую ситуацию, и намерены перейти к принципиально иной системе работы, ориентированной не на пассажиропоток, а на километраж. Это новые, чистые автобусы с камерами снаружи и внутри, оборудованные системой ГЛОНАСС, и обязательно с безналичной системой оплаты проезда. Этот стандарт должен распространяться на все виды транспорта: и автобусы, троллейбусы, и трамваи, и водный транспорт, и муниципальный, и коммерческий, для того чтобы можно было предусмотреть абонементы, сквозные билеты и льготный проезд".
Сегодня коммерческим перевозчикам невыгодно показывать реальный пассажиропоток. По статистике 1 автобус муниципального предприятия "ВПОПАТ" перевозит 430 человек в сутки, а коммерческий – 85. При этом ВПОПАТ платит десятки миллионов рублей налогов, а коммерческий перевозчик зачастую вообще ничего не платит, отмечал глава города.
Новую систему работы общественного транспорта планировали сформирована в течение года. Ведь контракты со всеми перевозчикам заканчиваются в апреле следующего года. Сейчас чиновники готовят новые контракты и правила для перевозчиков, а пока ужесточили требования. Сумма штрафов, взысканных с коммерсантов, превысила миллион рублей, а на "ВПОПАТ" сменили руководителя.
Муниципальные автобусы. Фото: ИА PrimaMedia
Однажды Веркеенко огорошил застройщиков, отменив несколько ранее выданных разрешений на строительство многоквартирных домов. В рамках самоконтроля. Так звучала формулировка. На деле это означало решительность в разрешении споров между застройщиками и горожанами, общественниками, некоторые подобные споры длились годами.
Под горячую руку попал проект точечной застройки в районе улицы Кирова, 14а, где на единственной зеленой зоне спального микрорайона ООО "Жилой Комплекс Кирова" планировало строительство многоквартирного жилого дома. Небольшой участок расположен между детским садом и жилыми домами. Разрешение на строительство было выдано застройщику по решению краевого Арбитражного суда, в рассмотрении кассационной жалобы мэрии было отказано определением судьи Верховного суда. На проектную документацию застройщиком получено положительное заключение негосударственной экспертизы, однако местные жители сделали собственную, опасаясь обрушения своих домов.
"Во Владивостоке достаточно земель для развития, мы готовы предложить инвесторам альтернативные земельные участки. Не нужно превращать новый генплан в фикцию", — заявил мэр.
Также глава столицы Приморья лично встретился с представителями ДВО РАН и группы компаний "Армада" и ООО "Стройзаказ". Ученых и девелоперов связывает интерес к земельному участку рядом с Академгородком. Выслушав всех участников процесса, Виталий Веркеенко порекомендовал ученым завершить работы по установке санитарно-защитной зоны института, а застройщикам — обратить внимание на другие земельные участки для реализации своих планов.
Еще одно разрешение было отозвано по улице Крыгина. Здесь местные жители подняли тревогу, когда увидели, что застройщик облюбовал небольшой участок пришкольного стадиона.
Встреча с горожанами и застройщиками. Фото: пресс-служба администрации Владивостока
Многолетняя проблема, отравлявшая жизнь владивостокцам, решена за 2 месяца. Предписания прокуратур, жалоб жителей и даже обращение к президенту заканчивались ничем, пока мэр не сделал громкое заявление. Сначала оно многим показалось популизмом, настолько нереальной казалась перспектива закрытия, и настолько сильным было сопротивление тех, для кого Спецзавод был хорошей "кормушкой". Но Веркеенко сумел додавить и найти аргументы и решения, для того чтобы этот "привет из прошлого" больше не отравлял нам жизнь.
Правда, 400 тонн остатков мусора после закрытия мусоросжигательного завода до сих пор не вывезли на полигон. Как раз перед тем, как объявить об отставке, Виталий Веркеенко приехал с проверкой на владивостокский МУП "Спецзавод № 1" и снова озвучил свой запрет дожигать остатки мусора, поручив разработать новые технологические варианты для вывоза отходов.
В прошлом году жители микрорайона Патрокл и сотрудники PrimaMedia (признаемся, тут есть пересечения) начали поход за справедливостью. Цель была одна: спасти хорошо известное горожанам озеро, в которое на глазах у всех сливалась канализация из брошенных "Дальспецстроем" сетей. Промежуточными результатами стали кипы официальных писем, ответов, отписок. Общественники пытались привлечь внимание властей всех уровней, вплоть до президента, идя на самые разные ухищрения. Пока не произошла судьбоносная встреча жителей микрорайона и нового мэра.
Многолетняя проблема также решилась за несколько месяцев. Веркеенко сумел договориться с "Примводоканалом" и предпринимателями, в результате брошенные КНС заработали, озеро очищается волшебными бактериями, и соцсети горожан уже пестрят фотографиями огромных рыб, пойманных в этом чудном водоеме.
Встреча с жителями Патрокла. Фото: пресс-служба администрации Владивостока
Мэр долго терпел и дал не один шанс ответственному за дороги и благоустройство города. Неоднократно констатировал бардак, прозрачно намекая на то, что таящие каждый год вместе со снегом дороги были явно кому-то выгодны. Также Виталий Веркеенко сумел добиться увеличения финансирования на программу "Безопасные и качественные дороги", ужесточил приемку работ и застращал подрядчиков, пообещав на следующий год лично принять участие в составлении контрактов. Мэр заявил, что дороги Владивостока – это промокашки, а аварийно-восстановительный ремонт – подорожник, и он намерен сосредоточиться на системном решении проблем.
Кроме того, Веркеенко анонсировал строительство первого этапа ВКАД в течение 5 лет, мост через Вторую речку и проезд возле ДОСААФ, а также новый проезд, который соединит Нерчинскую с Гоголя.
В феврале Виталий Веркеенко отменил аукцион на право заключения договоров аренды объектов Владивостокской крепости, объявленный предыдущим градоначальником. 82 из 110 объектов недвижимости, входящих в состав 34 объектов культурного наследия федерального значения "Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости", сняты с аукционов. 26 объектов крепости уже находились в пятилетней аренде с 2016-2017 годов, два сооружения — в безвозмездном пользовании.
"Значимость Владивостокской крепости очевидна. В вопросе ее сохранения двух мнений быть не может. Единственная в мире морская крепость, сохранившаяся в России с XIX века, должна стать основой развития туризма во Владивостоке, главной точкой притяжения для гостей со всего мира, жемчужиной города. Считаю, что у нее должен появиться единый оператор, который займется сохранением объектов как уникального исторического наследия и развитием комплекса как главной туристической достопримечательности Владивостока".
Виталий Веркеенко осматривает Владивостокскую крепость. Фото: ИА PrimaMedia
Может быть, это не самое важное достижение, но при Веркеенко чиновники мэрии Владивостока пересели, по его же выражению, с черных "крузаков" на белые "мазды". После чего Веркеенко пообещал выставить на продажу 25 из 160 автомобилей старого автопарка администрации, в том числе и марки Toyota Land Cruiser, и выручить за них порядка 20 млн рублей. Оказалось, что на содержание каждой казенной машины тратится от 500 тысяч до 1,5 млн рублей. Партию из 21 нового автомобиля Mazda, собранных на российско-японском предприятии "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", с логотипом "сделано во Владивостоке" производитель передал администрации в августе на безвозмездной основе.
Отметим, что Веркеенко умеет договариваться, и при нем город получил много чего на безвозмездной основе. Например, недавно во Владивостоке появились "умные светофоры", хотя идея появилась еще в 2016 году. При этом Веркеенко убедил японских коллег бесплатно предоставить оборудование. Сейчас девять датчиков тестируют на сложном перекрестке. Также при Веркеенко городу подарили пылесос, автобус и даже новый сайт.
Новые "Мазды" для мэрии. Фото: пресс-служба администрации Владивостока
Веркеенко постоянно подчеркивал, что любит Владивосток, и требовал того же от горожан. Даже свою первую пресс-конференцию он провел в Краевом музее имени Арсеньева, в залах, посвященным строителям города.
Примеров этой любви, этой необыкновенной связи градоначальника и его родного города можно вспомнить много, но остановимся на самом ярком. В мае по распоряжению мэра на все служебные телефоны сотрудников администрации приморской столицы вместо обычного гудка была установлена песня о Владивостоке. Теперь любой житель или гость краевого центра, позвонив на телефон специалиста мэрии, услышит музыкальное произведение, пронизанное любовью к городу: "Здесь все ветра и все дожди просолены..."
Вскоре у мэрии Владивостока и вовсе появился номер в WhatsApp, по которому любой желающий может сообщить о фактах, на которые следует обратить внимание, или высказать свои предложения и идеи о том, как улучшить жизнь в городе. Сообщения, фото или видео можно отправлять на номер 8-914-703-00-11.
Фасад администрации Владивостока при Веркеенко сменил цвет с серого на белый. Комментируя итоги 16-й Прямой линии с президентом России Владимиром Путиным, состоявшейся 7 июня, глава Владивостока пообещал избавить город от "Серого дома", "серых схем" и "серого существования". Как минимум, первое обещание он выполнил.
Ликвидация "Серого дома". Фото: ИА PrimaMedia
Не хочется ставить точку. Даже если отставка состоится, у Веркеенко есть еще чуть больше недели, чтобы пополнить этот список великими делами.
Заявление об отставке. Фото: пост Веркеенко
Материал подготовлен совместно с пресс-службой администрации Владивостока, ранее частично уже был опубликован на сайте "Город V".