Логистический центр в северокорейском порту Раджин рядом с китайской провинцией Цзилинь в будущем может оставить "не у дел" порты и транспортную инфраструктуру Приморья, считают эксперты. Помимо властей КНДР и китайских компаний, активное участие в проекте принимает и российская транспортная монополия ОАО "РЖД", сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что бурно развивающийся незамерзающий порт Раджин является центром северокорейской особой экономической зоны (ОЭЗ) Росон, граничащей с КНР и российским Приморским краем.
В развитии ОЭЗ принимает активное участие ОАО "РЖД": компания-монополист осуществляет там совместный проект, включающий реконструкцию участка железнодорожного пути протяженностью 54 км от российской станции Хасан до Раджина, строительство на его территории грузового терминала, а также дальнейшую эксплуатацию этой транспортной инфраструктуры.
- Создание особой экономической зоны в Северной Корее очень выгодно прежде всего для Китая. У китайских северо-восточных провинций Цзилинь и Хэйлудзян появится выход к морю. Планируемая мощность порта Раджин составляет 100 млн тонн грузов в год, что в два раза больше, чем грузооборот всех портов Приморья! Это будет мощный, суперсовременный, транспортно-логистический узел, через который Китай будет экспортировать грузы. ОАО "РЖД" очень выгодно участвовать в этом проекте, потому что какая-то часть грузов попадет и на Транссиб, - рассказал корр. РИА PrimaMedia директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук Михаил Терский.
По мнению эксперта, реализация этого проекта приведет к экономическим потерям для Приморья. Значительная часть грузооборота края - в том числе и китайские грузы -уйдет в северокорейский порт.
Если же в результате увеличения "открытости", движение к которой демонстрируют сейчас власти КНДР, северокорейский режим наладит отношения с США и Японией, то порт Раджин станет мощным конкурентом Приморью на рынке международных перевозок, прогнозирует Михаил Терский.
Строительство логистического комплекса в порту Раджин вредно для экономики Приморья, считает директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко.
- Вызывает озабоченность то обстоятельство, что идет переориентация с развития приморских портовых сооружений на порты КНДР. Это повлечет экономические потери для Приморья, край пострадает, потому что недополучит доходы, упустит экономические выгоды. Позиция ОАО "РЖД" в этом вопросе определяется, скорее всего, собственными экономическими выгодами, - отметил Сухаренко.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, ОАО "Российские железные дороги" стало "узким местом" в планах правительства превратить Дальний Восток в транспортный узел России со странами АТР. Монополия оказалась неспособной наладить эффективный процесс грузоперевозок в регионе, ставя под вопрос - в том числе - и исполнения международных контрактов. Действия железнодорожников вызывают претензии не только у портовиков Приморья, но и у компании "Транснефть".
Естественная монополия ОАО "РЖД" планирует сократить количество маршрутов пригородных электропоездов в Приморье. Ссылаясь на то, что деятельность "дочерних" предприятий РЖД, осуществляющих пригородные перевозки, убыточна, железнодорожники требуют "компенсации убытков" из бюджета Приморского края.