Продажа билетов пассажирам электричек и "охота на зайцев" убыточны для пригородного ЖД-перевозчика ОАО "Экспресс Приморья". Пригородный электротранспорт теряет популярность, а многоступенчатая система организация перевозок порождает огромные издержки, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию, содержащуюся в ответе на официальный запрос редакции агентства за подписью гендиректора ОАО "Экспресс Приморья" Сергея Кузнецова.
"На сегодняшний день ОАО "Экспресс Приморья", не имея на балансе собственных производственных фондов, выступает организатором перевозок, арендует у ОАО "РЖД" подвижной состав с локомотивными бригадами, ж.д. инфраструктуру, реализует собственным штатом проездные документы через билетные кассы и в пути следования, а также осуществляет контроль безбилетного проезда", - характеризует суть деятельности компании Сергей Кузнецов.
Вместе с тем, отмечает автор письма, в настоящее время на ряде маршрутов тарифная политика автотранспортных предприятий более привлекательна для пассажиров: например, стоимость проезда на городском автобусе Угольная-Владивосток составляет 17 рублей, а стоимость проезда на электропоезде с 1 января 2013 на этом же маршруте - уже 55 рублей.
Такие странности как раз и объясняются тем, что дочерняя структура РЖД "Экспресс Приморья" берет в аренду у "мамы" весь подвижной состав, и к тому же платит за пользование инфраструктурой. Что характерно, ОАО "РЖД" при этом само определяет стоимость аренды и размер платы за инфраструктуру – на основании корпоративных внутренних документов.
Как сообщает Сергей Кузнецов, в 2012 году ОАО "Экспресс Приморья" получен доход от основной деятельности в размере 611,4 млн рублей, а расходы за год составили 1,496 млрд рублей. На содержание себя "Экспресс Приморья" потратил всего 294,4 млн рублей, а вот материнской компании – РЖД - отдал почти 1,202 млрд.
Снижение же конкурентоспособности электричек гендиректор компании-монополиста видит как раз в том, что те же автоперевозчики не имеют столь прожорливой "мамы".
"Отношение к пригородному транспорту пока остается потребительским, лишь в интересах исполнения социальной роли. Пригородные железнодорожные перевозки следует поставить в равные конкурентные условия с другими видами транспорта. Суть в том, что автомобильный общественный транспорт (автобусы) не участвуют в содержании инфраструктуры, то есть за пользование автомобильными дорогами перевозчики не платят", - отмечает автор письма.
А вот ОАО "Экспресс Приморья" платит за пользование инфраструктурой, отмечает Кузнецов, оговорившись, правда, что "в 2011-2013 годах 99% стоимости услуг за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования компенсировано из федерального бюджета".
Тем не менее, считает гендиректор компании, установление цены билета для проезда в пригородном поезде с учетом "аппетитов РЖД" привело к тому, что железнодорожные пригородные перевозки начали проигрывать своему ближайшему конкуренту – автомобильному транспорту.
Отметим, что, как ранее сообщал деловой еженедельник "Конкурент", с 2005-го по 2008 год ОАО "Экспресс Приморья", занимаясь только продажей пригородных билетов и реализацией проездных документов на маршруте Гродеково — Суйфэньхэ, работало "в плюс", то есть имело чистую прибыль.
Но в 2009 году акционер-мажоритарий – ОАО "РЖД" - предъявил "дочке" счет за пользование подвижным составом и инфраструктурой, и "Экспресс Приморья" безвозвратно ушел "в минус". Не помогло даже то, что в 2011 году перевозчик получил льготный исключительный тариф в виде коэффициента 0,01 на услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" в сфере пригородных пассажирских перевозок.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, ведущие экономисты края считают нынешнюю систему организации пригородных ЖД-перевозок совершенно нежизнеспособной. Железнодорожники надеются на помощь из бюджетов разных уровней, но повышать эффективность нужно прежде всего за счет улучшения менеджмента, считают эксперты-экономисты.
В сложившейся ситуации улучшения качества пригородных железнодорожных перевозок в этом году жителям Приморья не стоит. Обновлять подвижной состав ОАО "РЖД" и его "дочка" "Экспресс Приморья" планируют только с 2014 года, причем источник финансирования модернизации электричек неизвестен.
Также, как ранее сообщало агентство, к работе ОАО "Экспресс Приморья" в регионе накопилось значительное количество претензий. С начала года тарифы на проезд в электричке в Приморье выросли на 14%.
Кроме того, электропоездам повышенной комфортности "Уссурочка" и "Приморочка", которые курсируют по территории Приморского края, с начала года так и не вернули обещанное разделение на классы. Пассажиры, зашедшие в вагоны на конечных остановках, оказываются в более выгодном положении и занимают мягкие кресла в вагонах повышенной комфортности, а присоединившимся в пути следования зачастую приходится стоять в электропоезде по 3-4 часа.
После мартовских праздников 2013 года руководство компании-перевозчика ОАО "Экспресс Приморья" в очередной раз просчиталось с количеством пассажиров, желающих вернуться во Владивосток на электропоезде "Уссурочка". В итоге приморцам вновь пришлось брать штурмом электричку из Ружино, а после стоять в душных вагонах порядка пяти часов.
Этим летом пассажиры "Уссурочки" вынуждены сдавать нормативы по бегу с препятствиями, так как платформы до открытого входа в состав не дотягивают.