Вопрос замены и ремонта тепловых трасс во Владивостоке стоит достаточно остро. Решение этой проблемы потребует значительных финансовых вложений и порядка трех-четырех лет. О том, когда в городе прекратятся раскопки теплотрасс, сколько управляющих компаний во Владивостоке ушло с рынка после лицензирования, какими способами бороться с вандалами и в чьи полномочия входит установка фонарей возле домов Владивостока в эфире PrimamediaLIVE рассказал депутат городской Думы, председатель комитета по городскому хозяйству Николай ГОЛОЯД.
Экспертный взгляд на проблемы ЖКХ во Владивостоке
– Николай Иванович, 1 мая 2015 года было завершено лицензирование управляющих компаний города. Сколько организаций во Владивостоке в этой связи ушло с рынка?
- Управляющих компаний ушло немного. Во Владивостоке в этой сфере работает около 90 организаций. Лицензии не получили всего 3 компании. Никто не ставил цели выкинуть подобным образом управляющие организации с рынка жилищных услуг. Смысл введения лицензирования заключался в том, чтобы предоставить органам власти рычаг для регулирования работы управляющих компаний. Раннее законодательство не давало органам местной власти реального влияния на управляющие компании. Права последних были такие же, как у любой коммерческой организации. То есть раньше было не важно, торгуешь ли ты мороженым, чинишь машины или ведешь жилищное хозяйство – права у всех равные, а права предпринимателей, как вам известно, сейчас в достаточной степени защищены. В свою очередь, сфера в которой работают управляющие компании очень специфическая и в то же время прибыльная. Поэтому количество фактов недобросовестного отношения и мошенничества среди управляющих компаний заставил органы власти принять решение по введению лицензирования.
- Как вы считаете, пойдет ли это на пользу городу?
- Безусловно. Мы все знаем, что Владивосток всегда шел впереди других городов региона во многих сферах. У нас практически сразу на рынке коммунальных услуг появились коммерческие компании. В некоторых городах с осторожностью подходили к этому вопросу и оставляли долю муниципальных компаний на рынке, Владивосток же практически сразу перешел на частные организации.
- Вы упомянули о муниципальных компаниях. В Думе рассматривался вопрос создания муниципальной управляющей организации во Владивостоке. На какой стадии реализации сейчас находится этот проект?
- Формально такая компания создана. Однако пока не ставится цель вывести муниципальную компанию на рынок, потому что любое муниципальное предприятие должно не только решать социальные задачи, но и приносить прибыль. Муниципальная компания у нас есть, правда, сейчас она ожидает своего часа на случай возникновения экстренной ситуации. Например, если какая-то организация бросит дом, муниципальная компания "подхватит" его.
– Сейчас продолжается программа по капитальному ремонту многоквартирных домов. Как вы оцениваете ход ее реализации?
- Программа начала работать в этом году. Пока давать какую-либо оценку достаточно сложно. Конечно, тяжело сказать, что она уже работает в полную силу. Фонд на этот год запланировал 135 домов, во втором полугодии мы ждем корректировки. Думаю, что получится примерно 160-180 домов. Сфера работы достаточно сложная, возникает множество спорных вопросов, но, тем не менее, программа начала работу. Мы в Думе уже заслушали доклады руководителей фонда, у них много вопросов по законодательству, проводили обсуждение. Под конец года снова будем собираться, чтобы вносить корректировки.
О контроле жилищном и контроле за сохранностью городских объектов
- Вопрос вам как к председателю профильного комитета. Во Владивостоке планируется организовать общественный жилищный контроль. Что изменится в сфере жилищно-коммунального хозяйства города в связи с этим нововведением?
- Такие организации у нас существовали и ранее. Здесь скорее идет речь о приведении в соответствие требования законодательства. На практике во Владивостоке организации уже давно занимались просветительской деятельностью: это и управдом, и жилищный контроль, и проведение собраний для жильцов. Общественные организации оказывали неоценимую помощь в истории с двойными квитанциями.
-Сейчас земельные участки под многоквартирными домами полностью освобождены от налога. Насколько эти изменения важны, и насколько активно собственники оформляют в собственность земельные участки под своими домами?
- Во Владивостоке насчитывается 6700 многоквартирных домов. Из них поставлено на кадастровый учет земельных участков 2 180. Последние два года мы наблюдали рост заинтересованности населения в оформлении земельных участков. Это обусловлено тем, что соответствующая процедура сейчас достаточно упрощенная. Граждане активно обращались по вопросу оформления. Однако возникла проблема – в данный момент идет перераспределение полномочий по распоряжению землей между краем и городом. Когда все в очередной раз "уляжется на свои места", процесс оформления будет снова запущен. Знаете, заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов сказал на форуме предпринимателей, что единственная просьба бизнеса к властям, чтобы они поменьше меняли законы. Мне кажется, эта просьба отлично подходит и для жилищной сферы, потому что изменения законодательства здесь всегда очень обширные.
- Во Владивосток пришло лето, и как обычно у нас в городе начались замены теплосетей и отключение воды. Вопрос про наши теплотрассы: насколько они изношены и меняется ли ситуация к лучшему? Когда закончатся эти "раскопки"?
- Особую тревогу у нас как у депутатов вызывало состояние именно теплотрасс, поскольку при подготовке к саммиту соответствующие службы активно занимались ремонтом сетей водоснабжения и электрическими сетями, но вложенных средств в ремонт тепловых сетей было не достаточно. В последние два года наши теплоснабжающие предприятия ускоренными темпами ведут ремонт. В прошлом году у нас было увеличено финансирование как из бюджета, так и за счет собственных средств на ремонт тепловых сетей. В этом году в бюджете города запланировано 50 млн. руб. на теплотрассы и 90 млн. руб. МУП "ВПЭС" внесет за счет своих доходов. Когда закончатся эти работы? Наверное, нескоро, потому что сети у нас достаточно протяженные и изношенные. Они уложены по старым технологиям. Эта проблема будет актуальна еще года три-четыре.
- Многие материалы на сайте нашего агентства посвящены теме вандализма. Поутихли ли вандалы в городе? Как с ними бороться?
- Мне кажется, эта тенденция идет на спад. Думаю, здесь играет роль то, что город с каждым годом становится лучше и привлекательнее. Наши старые подземные переходы и архитектурные решения несравнимы с тем, что мы имеем сейчас. Конечно, помогло решение с видеонаблюдением, полиция также стала работать активнее над этой проблемой. Но я все-таки думаю, что в большей степени здесь сыграл роль перелом в сознании молодого поколения.
Светить всегда, светить везде
- Фонарей во Владивостоке становится все больше, однако они по-прежнему есть не везде. Как обычному жителю добиться того, чтобы возле его дома было установлено уличное освещение?
- К сожалению, бюджет города к придомовому освещению отношения не имеет. Как бы это парадоксально не звучало, но, тем не менее, законодательство запрещает тратить бюджетные деньги на освещение придомовых территорий. Это расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. Хотя заметно, что город стал светлее. Специалисты заходили с линиями освещения во дворы домов со сквозными проездами, и другие дворы, где это позволяла обстановка. Но все-таки придомовая территория - это зона ответственности управляющей компании и жителей дома. Конечно, если дом стоит рядом с дорогой, либо рядом с ним есть сквозной проезд или какое-то социально значимое сооружение, то можно обращаться в администрацию города – в этом случае есть шанс на установление фонарей, однако целевого направления по освещению дворов в бюджете города не существует.
- Программа по освещению улиц Владивостока будет продолжена?
- В целом бюджет программы сейчас немного снизили. На этот год заложено около 90 млн. рублей на строительство новых линий. Но, в принципе, это все-таки достаточно высокий темп.
- Ряд функций по обеспечению пожарной безопасности предлагается передать муниципалитету. Депутаты вашего комитета рассматривали соответствующие поправки. Какие именно изменения предлагается воплотить в жизнь?
- Этот документ пока находится в стадии обсуждения. Он непростой. Там есть вопросы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, содействия дружинам и просветительской работы.
Об исполнении закона и приоритетах развития
- Вопрос от читателя: "Что делать с несанкционированными автостоянками? Все компетентные органы, которые с ними могут бороться, не делают этого сами, а требуют заявление от жильцов. Нельзя ли внести соответствующее изменение в законодательство, чтобы правоохранительные органы занимались этим вопросом автоматически?"
- Автостоянки, свалки и все вопросы, к которым имеют отношение чиновники или правоохранительные органы, решить очень сложно, потому что зачастую соответствующие органы не всегда в срочном порядке начинают решение конкретного вопроса. Если есть факт – он очевиден. Бери и делай. Но вместо этого мы слышим "нет полномочий", "нет заявлений" и так далее. Я сам на практике недавно столкнулся с этой проблемой. Мы сфотографировали нарушение – припаркованные на газонах машины - и направили фотографии в ГАИ. В ответ пришло: "Установите владельца – мы составим протокол".
- Давайте поговорим о вашем округе – поселке Трудовое. Наказов избирателей, насколько известно, здесь было много. Какие из них исполнены?
- У меня самый большой по площади округ. Наказов было действительно много, нам удалось решить достаточное количество вопросов. Округ был тяжелым в том плане, что это промышленный район, а это, как известно, ведомственное жилье, проблемы с транспортным сообщением, отоплением и котельными. На данный момент почти все проблемы решены, катастрофических ситуаций нет. Запросы граждан приходят только на ремонт дорог и благоустройство. Трудовое сейчас, наверное, один из самых благоустроенных микрорайонов города.
- Какие направления развития Владивостока вы считаете приоритетными?
- Развитие инфраструктуры, в первую очередь, транспортной и увеличение мощностей по воде, свету и теплоснабжению. Сейчас власти города начинают активно решать земельный вопрос. Владивосток получил перспективу развития. Нужно строить дороги, развивать мощности, сюда придет крупный бизнес, и увеличатся темпы жилищного строительства. Мы должны дать людям возможность реализовывать свои планы.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Снежная зима нам не страшна – Николай Голояд
Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями выгодны для жильцов – Николай Голояд
Украинцам "задурили" головы политики – депутат Думы Владивостока Николай Голояд