Минувшая неделя была отмечена чередой громких угроз банкротством крупному бизнесу, за которыми, по сути дела, ничего не стоит. Все дело в том, что до 1 января 2021 года в России действовал мораторий на банкротство, введенный 6 апреля прошлого года в связи с пандемией. Под запрет попадало более двух миллионов компаний и индивидуальных предпринимателей. С завершением моратория тема подачи исковых заявлений в суд в качестве "выбивания" зависших долгов опять вошла в моду.
Об этих, и других важных экономических тенденциях читайте в еженедельном бизнес-дайджесте ИА PrimaMedia.
Как моськи на слонов
Некогда гремевшее на дальневосточном медиа-пространстве компания "Композитное кораблестроение" вновь присутствует в заголовках, увы, не с реляциями о новых успехах на ниве судостроения, а с громким заявлениями, не имеющими под собой особой почвы.
На прошлой неделе в Арбитражный суд Приморского края поступило заявление ООО "Композитное кораблестроение" о признании банкротом ООО "Доброфлот" (базовая компания одноименной группы, являющейся одним из крупных рыбоперерабатывающих холдингов). Заявление пока не принято к производству. Сумма исковых требований к ответчику составляет 1,798 млн рублей.
Арбитражный суд Приморского края. Фото: ИА PrimaMedia
ООО "Композитное кораблестроение" зарегистрировано во Владивостоке в октябре 2015 года с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Основной вид деятельности: строительство кораблей, судов и плавучих конструкций. Единственным учредителем является гендиректор компании Сергей Волошенко. Выручка ООО за 2019 год составила 40,1 млн рублей, чистая прибыль — 3,1 млн рублей.
Компания является резидентом Свободного порта Владивосток, основной упор делает на производство морских катамаранов для туристических прогулок. При этом ее первоначальный учредитель Дмитрий Волошенко, с именем которого как раз и связаны все предыдущие успехи судостроителя, в настоящее время реализует схожие проекты далеко за пределами Приморья — он является гендиректором и владельцем ООО "Кораблестроение и композиты" (зарегистрировано в Москве), "Волжские верфи" (город Конаково Тверской области) и ООО "Верфь экспедиционного флота" (Хабаровск).
Рыбаки отказались платить 400 млн рублей компании, не имевшей производственных мощностей для строительства судна по программе "инвестквот"
На данный момент в картотеке арбитражных дел числятся три дела между "Доброфлотом" и "Композитным кораблестроением", по которым судебные акты вступили в силу.
"Сальдо по указанным судебным актам составляет 1,106 млн рублей в пользу ООО "Доброфлот", и у "Доброфлота" имеются основания для признания банкротом ООО "Композитное кораблестроение", а не наоборот. Наличие положительного сальдо в пользу ООО "Доброфлот" указывает на отсутствие предусмотренных признаков для подачи заявления в арбитражный суд о признании ООО "Доброфлот" банкротом. Заявитель не имеет материальных оснований к подаче заявления на банкротство. "Доброфлот" считает заявление о банкротстве мерой нажима на компанию. "Доброфлот" является предприятием стратегической для страны отрасли — рыболовства. Для такой отрасли характерно заключение договоров контрактации, опционов, а также совершение ежедневных сделок на поставку продукции и приобретение сырья, топлива, материалов. Любое объявление о неплатежеспособности способно обрушить рынок, создать искусственный ажиотаж или нарушить конкуренцию", — говорится в сообщении "Доброфлота".
ГК "Доброфлот" насчитывает 23 единицы собственного флота, в том числе 15 рыбодобывающих судов, 3 рыбоперерабатывающих плавзавода, 5 транспортных судов-рефрижераторов. Основным владельцем ГК "Доброфлот" является гендиректор АО "Южморрыбфлот" Александр Ефремов.
Отметим, что идея "Композитного судостроения" пригрозить иском куда более крупному бизнесу далеко не оригинальна. Так, владивостокская компания "Олимп" опубликовала на прошлой неделе на портале "Федресурс" уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с требованием признать банкротом ПАО "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре), входящее в Объединенную судостроительную корпорацию. Суть претензий на данном этапе не раскрывается, но и без того понятно, что судостроительный гигант, уже не раз прошедший тяжелейшую процедуру банкротства, останется "на плаву".
Речь идет о задолженности в 87 млн рублей по обслуживанию самолетов
Портовая надбавка за заход
Грузовладельцам придется раскошелиться за заходы судов в порты Владивосток, Находка и Восточный. На прошлой неделе министерство юстиции зарегистрировало приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС), утверждающий ставки нового портового сбора — инвестиционного. Стоимость захода судна в порт увеличится примерно на 10%, а для контейнеровозов на Дальнем Востоке — в несколько раз по сравнению с портами Китая.
Согласно документу, в 2021 году сбор составит 12,31 рубля за регистровую тонну валовой вместимости судна. В 2022 году антимонопольный орган предлагает индексировать ставку инвестсбора на 1,235 рубля, в 2023 году — на 1,406 рубля.
В приказе перечислены 13 морпортов, где будет взиматься инвестсбор. На Дальнем Востоке кроме гаваней Приморья в список попали хабаровские порты Ванино и Де-Кастри, а также Пригородное (расположен на берегу Анива в Сахалинской области).
Правительство еще три года назад утвердило правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев. Его размер определяет ФАС, он оплачивается в рублях за единицу валовой вместимости судна. В случае строительства инфраструктуры морского порта по концессии размер сбора определяется концессионным соглашением, также по согласованию с ФАС.
Вид на порт и маяк Владивостока. Фото: Вид на порт и маяк Владивостока Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Средства, вырученные от инвестсбора, пойдут на финансирование проектов, утвержденных комплексным планом модернизации инфраструктуры (КПМИ).
Портовый сбор будет взиматься с грузовых судов загранплавания, в том числе линейных, за исключением паромов. С паромов и пассажирских судов в заграничном плавании, в том числе используемых на морских линиях, и судов рыбопромыслового флота (при судозаходах из иностранного порта) сбор взимается с оговоркой: средства, полученные от взимания инвестсбора с таких судов, направляются исключительно на строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности в морских портах, предназначенных для их обслуживания.
В качестве пилотной территории для "генеральной уборки" выступит Магадан, затем очередь дойдет до бухты Золотой Рог во Владивостоке
Новый резидент острова Русский
На прошлой неделе стало известно, что третьим резидентом специального административного района (САР, так называемый "российский офшор") на острове Русский во Владивостоке стала международная компания "СУЭК Лтд" (ООО), принадлежащая АО "СУЭК". Это уже вторая компания-резидент, к которой имеет отношение основной бенефициар СУЭК Андрей Мельниченко.
САР — территории с льготным налоговым режимом для инвесторов. Пакет законов, связанных с созданием и особенностями регулирования спецрайонов был подписан в августе 2018 года. Предполагалось, что режимы станут альтернативой офшорам и привлекут иностранных инвесторов. Механизм начал действовать на островах Русский и Октябрьский с осени 2018 года.
Первые резиденты приморского САР — международные компании МК "Финвижн Холдингс" (ООО) и МК "Доналинк" (ООО) — на данный момент полностью исполнили обязательства по осуществлению инвестиций в общем объеме более 108 млн рублей (в том числе 58 млн рублей в качестве капитальных вложений.
МК "СУЭК Лтд" (ООО), по данным ИА PrimaMedia, зарегистрировано 21 января 2021 года по адресу: г. Владивосток, остров Русский, пос. Мелководный, д. 8, офис 209. Уставный капитал компании составляет 15 млн 040 тысяч рублей. Гендиректор компании — Елена Мельникова. Учредителем компании является АО "СУЭК".
Все активы "СУЭК" расположены в России. Компания является крупным экспортером угля, основная выручка которого приходится на рынки Азии. В Приморье АО "СУЭК, в частности, владеет 49,9% капитала ООО "Стивидорная компания "Малый порт" (угольный терминал в порту Находка), в Хабаровском крае — 100% капитала АО "Дальтрансуголь" (угольный терминал в порту Ванино). Основной бенефициар СУЭК — Андрей Мельниченко.
Правительство готов ввести для них пониженные ставки — в 5% по налогу на прибыль и в 10% по дивидендам
Китайский распил
Китайский бизнес без лишнего шума и опилок продолжает вживаться в новые реалии приморского леспрома, готовящегося к тяжелым временам на фоне заградительных пошлин на экспорт кругляка. На прошлой неделе деревообрабатывающую фабрику полного производственного цикла в Уссурийске запустило ООО "И Сэнь", компания исключительно с китайскими инвестициями.
Проект реализован в рамках режима Свободный порт Владивосток. Предприятие изготавливает березовый мебельный щит из круглого леса.
"После выхода на запланированную мощность производства мы рассчитываем перерабатывать 4,8 тысячи кубометров древесины в год, при этом объем выпуска готовой продукции составит 1,3 тысысячи кубометров. Все отходы производства перерабатываются в топливные гранулы", — сказал заместитель гендиректора ООО "И Сэнь" Игорь Валуев.
Мебельные щиты различных размеров, в соответствии с параметрами заказчиков, экспортируются в США, где используются в строительстве, производстве мебели, отделочных материалов и предметов декора.
По соглашению с АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ) инвестор уже вложил в реализацию проекта более 11 млн рублей. На фабрике создано 37 рабочих мест, в ходе дальнейшего развития производства на работу будет принято еще 53 человека.
Компания "И Сэнь" зарегистрирована в августе 2019 года в селе Новоникольск c уставным капиталом 1 млн рублей. Отрасль: "распиловка и строгание древесины". 80% капитала компании принадлежит Нинаньской деревообрабатывающей компании "И Сэнь" (Китай), 20% владеет гендиректор ООО "И Сэнь" Ван Юй.
На данный момент крупнейшим игроком в лесной отрасли Приморья является ОАО "Тернейлес", 45% акций которого принадлежат японской Sumitomo Corporation, еще 30% — гендиректору компании Владимиру Щербакову. В структуру "Тернейлеса" входят завод по переработке мягких сортов древесины ЗАО "СТС Текновуд" и завод по переработке твердых сортов ЗАО "ПТС Хардвуд".
Правительство рассматривает возможность создания госкомпании, которая будет обладать исключительным правом на экспорт леса
Торговля рвётся переписывать ценники на импорт
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) на прошлой неделе спрогнозировал, что цены на непродовольственные товары в РФ, прежде всего бытовая техника и электроника, могут вырасти из-за резкого подорожания контейнерных перевозок импортной продукции морским и железнодорожным транспортом.
Насколько сильно логистические проблемы повлияют на цену товаров, сказать сложно. Наиболее достоверный ответ, что чем тяжелее и объемней товар, тем сильнее окажет на его цену изменение стоимости транспортировки", -
сообщил ИА PrimaMedia президент и совладелец группы ДНС (DNS) Дмитрий Алексеев.
Логисты ДНС отмечают, что полной альтернативы ж/д сообщению сегодня нет. Автоперевозки фактически блокированы из-за ограничений на работу погранпереходов. Более того данный вид не является достаточно развитым способом доставки и имеет ряд ограничений.
Стоит отметить, что торговцы несколько "забегают вперед", так как склады ритейлеров до сих пор полны запасами, сделанными еще до конца прошлого года.
Но то, что контейнерный рынок лихорадит, сомнению не подлежит. По данным Транспортной группы FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контейнерный рынок РФ по итогам января 2021 года вырос на 6,7% по сравнению с январем прошлого года, до 454 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера). При этом транзитные перевозки выросли на 55%, до 67 тыс. TEU. Инфраструктурные ограничения на пограничных переходах на границе России и Китая мешают еще более активному росту транзита, начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO Максим Шишков.
Экспорт, по данным FESCO, увеличился на 6%, до 145 тысяч TEU. Замедление темпов роста по сравнению с предыдущими 8 месяцами компания связывает со снижением отгрузок через порты Санкт-Петербурга и введением конвенционных ограничений на маршрутах через сухопутные пограничные переходы на границе России и Китая. А вот импортные перевозки после роста в четвертом квартале 2020 года в январе сократились на 6%, до 176 тысяч TEU. Падение связано, прежде всего, с дефицитом контейнеров в Китае и высокой базой прошлого года из-за раннего Нового года по лунному календарю.
FESCO — один из крупнейших в РФ операторов портовой инфраструктуры с интегрированным железнодорожным и логистическим бизнесом.
Согласно данным Приморскстата, объём розничной торговли в крае в 2020 году сократился по сравнению с 2019 годом на 7,5%, до 427 млрд 446,5 млн рублей.
Разделка стоимостью 5 миллиардов
На прошлой неделе стало известно, что в Приморье все-таки утилизируют тяжёлый атомный ракетный крейсер "Адмирал Лазарев", находящийся в режиме консервации с заглушенными реакторами и с выгруженным ядерным топливом у пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). Корабль советской постройки был выведен из состава Тихоокеанского флота в 1999 году.
Разделкой корабля займется АО "30 судоремонтный завод" (г. Фокино, пос. Дунай). Согласно контракту, размещенному на портале госзакупок, стоимость работ составит чуть более 5 млрд рублей с учётом НДС. Корабль должны установить на разделочной стапель завода уже к концу августа 2021 года. Работы по утилизации планируют завершить до 30 ноября 2025 года.
В советское время в рамках проекта 1144 было заложено четыре тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР), одним из которых стал "Адмирал Лазарев", построенный на Балтийском заводе.
Пикантность в том, что решение об утилизации бывшего флагмана ТОФ было принято, несмотря на то, что еще прошлой весной обсуждался вопрос о его капремонте и последующей модернизации, каковую сейчас проходит однотипный крейсер "Адмирал Нахимов".
Мощный радар "Резкого" способен обнаруживать не только самолеты и вертолеты, но и крылатые ракеты, беспилотники и артснаряды
Решение об утилизации "Адмирала Лазарева" было принято после оценки технического состояния корабля, пояснил "Интерфаксу" источник в промышленности.
Его восстановление обошлось бы дороже, чем строительство нескольких современных кораблей океанской зоны. Это действительно старый корабль, который уже несколько десятилетий не в строю. Планы по утилизации продиктованы логикой — идет серийное строительство новых кораблей дальней морской зоны",
— отметил источник "Интерфакса".
Кто пойдет в Госдуму от Приморья (с хамоватыми подробностями), "нарезка от ЕР" и обоснования роста цен от его инициаторов — об этом шла речь