После пожара в торговом центре "Максим" бизнес-сообщество активно обсуждает вопросы страхования. Застрахованы ли торговые центры Владивостока, почему до сих пор страховая культура в Приморье остается низкой, и на что могут рассчитывать предприниматели, потерявшие свое имущество, ИА PrimaMedia рассказали эксперты и участники рынка.
А на следующий день загорелся Тондэмун
Во Владивостоке собственники ТЦ и ТРК по-разному относятся к страхованию. Так, депутат Заксобрания Приморского края Галуст Ахоян, в активах которого несколько объектов коммерческой недвижимости, сообщил, что "среди них практически нет застрахованных".
"Любой бизнес – дело рискованное. Загорелся "Максим", а буквально на следующий день, 22 сентября, пожар произошел в торговом центре на Тондэмун, одном из крупнейших рынков Сеула. Это говорит о том, что такие происшествия, к сожалению, имеют место по всему миру. В России горело три миллиона гектаров леса этим летом – можно ли было их застраховать? Каждый решает для себя сам, но мое мнение – вероятность, что торговый центр сгорит – очень низкая. А страховые выплаты – очень высоки".
Владелец торгового центра "Дружба" Виктор Горовой предпочел застраховать свою недвижимость. При этом страховка не включает обязательства перед третьими лицами.
"Если вы работали со страховыми компаниями, то прекрасно понимаете — наличие страховки не гарантирует выплаты страхового возмещения. Что касается торгового центра "Дружба", то он застрахован, и мы регулярно платим немалые страховые взносы. Отношения с третьими лицами в части пожарной безопасности прописаны у нас в договорах аренды, каждый арендатор отвечает сам за себя", — рассказал Горовой.
От одного до пяти процентов
Среди причин, по которым владельцы коммерческой недвижимости отказываются от услуг страховых компаний, собеседники агентства называют высокие страховые тарифы, высокую долю теневого сектора и отсутствие общей культуры страхования как среди физических лиц, так и среди ИП и юрлиц.
"Страховка торгового комплекса 16 тысяч кв. метров может обойтись собственникам в 10-15 млн рублей в год", — отмечает Галуст Ахоян.
В страховой компании "Согаз" эту информацию прокомментировали следующим образом: "Каждый бизнесмен решает для себя сам, готов ли он, допустим, застраховать торговый комплекс стоимостью в миллиард и платить 5 млн в год. Страховые тарифы обычно составляют от одного до четырех-пяти процентов от страховой суммы максимум. В зависимости от того, из каких материалов построен объект, и какие средства защиты от пожара там есть".
ТЦ "Максим", как ранее сообщил представитель собственника, директор торгового центра Сергей Арбузов, был застрахован, причем страховка включает в себя обязательства перед третьими лицами. На какое возмещение по страховому случаю могут рассчитывать арендодатель и арендаторы, зависит от решений комиссии, которая сегодня занимается расследованием пожара.
В страховой компании объясняют, что если в условном торговом центре, например, взорвался баллон газа на фудкорте (а именно такую версию пожара в ТЦ "Максим" сначала озвучивали официальные лица), то по результатам расследования собственникам должны возместить убытки, причиненные третьим лицом. Если на момент страхования объект не был оборудован в соответствии с требованиями пожарной безопасности, ущерб все равно покроют страховые выплаты.
Не волшебная палочка
В случае с пожаром в ТЦ "Максим" в наиболее сложной ситуации оказались арендаторы. Очень немногие из них страховали свое имущество. Для таких крупных сетевых компаний, как DNS, ущерб не критичен. Индивидуальные предприниматели, которые "сложили яйца в одну корзину", потеряли все.
Сразу после пожара сооснователь DNS Дмитрий Алексеев рассказал журналистам, что сгоревший товар его компании в ТЦ "Максим не был застрахован". На своей странице в Facebook бизнесмен сообщил, что считает страховку невыгодной для крупных торговых сетей.
"У нас сейчас 1800 магазинов. Если мы сами просто отложим 0.1% с остатка каждого магазина, то это будет в разы эффективней любой страховой компании", — пояснил свою позицию Алексеев, добавив, что корпоративное страхование – одна из самых коррумпированных сфер.
Сооснователь DNS Дмитрий Алексеев считает страховку невыгодной для крупных сетевых компаний. Фото: Facebook Дмитрия Алексеева
Однако не каждый предприниматель имеет возможность обеспечить подушку безопасности, достаточную, чтобы защитить себя на случай чрезвычайного происшествия.
Позже владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа, который, по его словам, уже 12 лет занимается страхованием, продолжил тему, начатую Алексеевым.
"Страхование – совсем не волшебная палочка. Убытки урегулируются долго, некоторые сложные убытки могут урегулироваться до года. Страхование не влияет на вероятность наступления страхового случая на вашем объекте и не защищает объект, оно лишь компенсирует понесенные вами потери. Очень часто так бывает, что компенсирует потери не в полном объеме. И самое главное – страхование подходит не всем. На момент заключения договора никто из страховщиков вам этого не скажет. Но при наступлении страхового случая от вас потребуют все документы, подтверждающие стоимость имущества и то, что это имущество действительно ваше. И если у вас этих документов нет – на страховке действительно лучше сэкономить", — написал Шкарупа в Facebook, добавив, что небольшим компаниям страховаться нужно, но относиться к этому процессу вдумчиво и ответственно.
Товар без документов
Большинство арендаторов ТЦ "Максим", по данным ИА PrimaMedia, относились к категории тех предпринимателей, которым "страховаться не имеет смысла". Они завозили товар без сопроводительных документов и уплаты таможенных пошлин, например, при помощи "помогаек". Соответственно, не могут рассчитывать на какую-либо компенсацию. "Такого товара у нас в "Максиме" 90 процентов", — заметил один из арендаторов, присутствовавших на встрече с бизнес-омбудсменом Мариной Шемилиной 23 сентября.
Марина Шемилина считает, что вне зависимости от того, по какой системе работает предприниматель, и платит ли налоги с площади или с оборота, документы, подтверждающие поставки товара, у него быть должны.
"Мне самой приходилось получать страховку — за разбитую витрину и в других случаях. Но речь идет не только о доказательствах для страховой компании. Документы нужны, когда возникают претензионные моменты, если нужно вернуть скрытый брак. При наличии документов претензию, которую предъявил потребитель, можно направить поставщику в порядке регресса. Почему-то немногие задумываются о таких моментах", — комментирует Шемилина.
По словам Марины Шемилиной, от страхования отказываются как ИП, так и ООО. Фото: Facebook Марины Шемилиной
Рынок меняется
По словам бизнес-омбудсмена, ООО обязаны вести бухгалтерский учет при наличии соответствующих документов. К ИП такие требования не предъявляются, но вопрос документов на товар скоро остро встанет и для них. В Приморье уже запущен процесс перевода предпринимателей с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на другие системы налогообложения, для многих ИП менее выгодные и более ресурсозатратные. ЕНВД платится с площади, а тот же налог с оборота требует бухгалтерского учета и документов на товар. По словам экспертов, очередные ужесточения налоговой системы имеют две стороны. С одной, неизбежно грозят исходом малого бизнеса. С другой – отбелят рынок.
На встрече с Мариной Шемилиной арендаторам ТЦ "Максим" был задан вопрос, почему они не страховали свой товар. Один из предпринимателей ответил на него, что никогда даже не задумывался о страховке. Другой рассказал, что компании отказываются страховать товарные остатки. Третий сообщил, что размер страховых взносов — 3-5% от страховой суммы — для него неподъемен.
"Культура страхования только появляется в Приморье. В этом смысле все мы дети, которым предстоит научиться ходить. И если крупный бизнес уже приходит к понимаю того, что стоит заплатить организации, которая разделит его риски, а средний бизнес "подтягивается" за ним, то малому бизнесу еще предстоит вырасти. Что касается "Зеленого острова", то мы страхуем свои товарные запасы", — рассказал владелец ТЦ "Зеленый остров" Максим Голишев.
Напомним, 21 сентября в 06.06 в МЧС поступила информация о возгорании в ТЦ "Максим" во Владивостоке. Спустя три часа пожар был локализован, а еще спустя почти четыре часа пожарным удалось ликвидировать открытое горение. Огонь прошел 1,5 тысячи кв. метров. Пострадавших нет. В ближайшее время будет произведена оценка убытков.